ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Памятка для приемных родителей

logo
Российская Федерация
Министерство образования
и молодёжной политики
Ставропольского края
Государственное казенное оздоровительное
образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в длительном лечении
«Санаторный детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей № 31″
города — курорта Кисловодска

_____________________________________________________
ИНН 2628035016   КПП 262801001
Ставропольский край, город-курорт Кисловодск,
ул. Островского,72 телефон 8(87937) 77491, (факс) 8(87937) 77496,
e-mail: det-dom31@list.ru

 

ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

ПОМОЩЬ

В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Памятка для приемных родителей

  

 Город-курорт  Кисловодск

2014г.

Октябрь 2014 года

                                                                                                                                              

Почему возникла необходимость оказания  юридической помощи замещающим семьям?

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Цель приемной семьи — создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Результаты исследования позволили выявить ряд основных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие родители. На основе их анализа, одно из направлений обучения потенциальных родителей-воспитателей – юридическое, было признаны приоритетными. Очень важна юридическая поддержка ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ГАРАНИЙ ДЕТЕЙ!!!

Юридическая подготовка подразумевает ознакомление потенциальных замещающих родителей с законодательными основами защиты детства и организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. Это дает возможность замещающим родителям осознать права и обязанности как свои,

4.Обеспечение прав и гарантий особой категрииидетей в условиях замещающей семьи.
5.Предупреждение вторичного сиротства (снижение количества возвратов детей из замещающих семей)
6.Обретение ребенком долгожданной счастливой семьи
7.Безопасность жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне приемного ребенка
8.Формирование общей культуры, семейных, общечеловеческих ценностей несовершеннолетних.
9.Формирование позитивного общественного мнения о воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей), приемных, патронатных семьях

Критериями оценки эффективности подготовки замещающих родителей к выполнению новой роли могут быть следующие:  Мотивационный: осознание истинного мотива принятия ребенка в семью, готовность принять и обратиться за помощью к специалистам в случае необходимости; стремление повышать свои знания в области воспитания правовой культуры   приемных детей. Когнитивный: знание основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей и воспитателей, а так же последствиях; знание особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, последствий депривации, форм и методов преодоления этих последствий;                       Праксеологический: умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье;.

Исходя из практики, большинство замещающих семей, отказывающихся от приемных детей по различным причинам, откладывали разрешение внутрисемейного конфликта или скрывали его, что в конечном итоге приводило к невозможности и нежеланию родителя и ребенка его разрешить.

Необходимость сотрудничества приемной семьи со специалистами службы сопровождения очевидна. Приемным родителям необходимо учитывать, что возникающие проблемы с ребенком требуют немедленного вмешательства специалистов. В случае замалчивания данных проблем, они будут усугубляться, что приведет к кризису в отношениях между семьей и ребенком, а это, в свою очередь, может повлечь возврат ребенка в государственное учреждение. Поэтому, в целях успешной адаптации приемных детей в семьях родителям надо не искать виноватых, обвиняя во всех «грехах» учреждение, из которого был взят ребенок, не воспринимать болезненно и с обидой   вопросы специалистов, а принимать ту помощь которую они предлагают , направленную на интеграцию ребенка в данную семью. Только сотрудничество на равных условиях приемных родителей и   специалистов, поможет достигнуть успеха в трудном деле воспитания приемного ребенка. Предполагаемый результат Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня правового информирования замещающих родителей и детей.
  2. Повышение уровня  правовой компетентности замещающих родителей.
  3. Увеличение доли замещающих семей, в которых созданы условия для благоприятного развития и воспитания правовой культуры детей.

так и приемного ребенка, а также последствия приобретения соответствующего статуса

            Правовая помощь  включает консультирование семьи по правовым вопросам и        содействие в их разрешении, в частности по вопросам:

права и обязанности опекуна (попечителя), приёмного                      

  • родителя, усыновителя;
  • права ребёнка, находящегося на воспитании в
  • замещающей семье;
  • содействие в защите прав и интересов ребёнка, с
  • учётом его правового статуса, в частности, при
  • решении жилищных вопросов, оформлении справок и
  • пособий, получении льгот, выборе образовательного
  • учреждения для ребёнка и т.п.
  • содействие в оформлении гражданства ребенка,
  •  которого взяли под опеку.
  • содействие в сохранении за ребенком-сиротой права
  • на жилье.
  • Государственное обеспечение прав бесплатные
  • учебники, бесплатное питание, бесплатные
  •  санаторные путевки и так далее.

Какие возможны конфликты юридического характера в замещающих семьях?                   

  Конфликт между приемными и родными детьми

При появлении приемного ребенка в семье могут возникнуть трудности   в общении между приемными детьми и родными. Родные дети могут ревновать к родителям, им может не понравиться, что трогают их игрушки. Вместе с тем, приемный ребенок тоже часто не знает, чем он может заняться в новой для него семье. В результате один возьмет вещи другого без спроса, второй будет злиться, так появляются предпосылки возникновения конфликта. Если заметили, что дети редко играют вместе, в процессе совместной игры или деятельности даже при мирном начале часто прерывают игру из-за ссоры, не уступают игрушки, не могут долго находиться в одной комнате, стараются избегать совместных игр,  следует обратить внимание на взаимоотношения  детей.

Не надо ждать от детей быстрых перемен. К тому же в жизни будут возникать и другие   конфликтные ситуации.

Как помочь? Как разрешить конфликт в семье и можно ли его предупредить?

В нормах права нет СТАНДАРТНЫХ ответов на эти вопросы.

Cпособ предупредить конфликт в семье, заключается в том, что члены семьи должны стремиться понять позицию друг друга, не отвергать ее сразу же и резко, дать человеку возможность высказаться до конца. Умение терпеливо выслушать другого человека, будь то взрослый или ребенок, определяет культуру общения в семье, которая не появляется в одночасье, а складывается в процессе всей жизни семьи. Прочитав эти строки, иной усмехнется: как можно терпеливо выслушивать пьяного супруга, не вяжущего лыка? В подобной ситуации вообще исключены какие-либо выяснения отношений, ибо они могут только ухудшить и обострить обстановку. Давать надежду предупредить конфликт в семье, состоит в том, что свою ошибку надо признать быстро и решительно. В реальной жизни этих правил не знают, либо знают, но не придерживаются. Поэтому разрастается конфликт, участниками которого становятся все члены семьи. Когда речь идет о конфликте с детьми, необходим индивидуальный подход, повышенное внимание к только еще формирующемуся человеку.

Нормализацией отношений в семье можно считать:

а) достижение взаимного примирения и согласия;

соответствующие средства должны поступать уже не в собственность приемных детей, а в общую собственность членов приемной семьи, при этом, поскольку ГК РФ закрепляет только две формы общей собственности: совместную и долевую, но совместная должна быть установлена законом, здесь речь идет только об общей долевой собственности.

Положение о приемной семье указывает, что для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется к продовольственным базам и магазинам. Органы местного самоуправления могут выделять приемной семье средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Наконец, приемная семья (и дети, и родители) имеют право преимущественного получения путевок в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха и т. д. Если приемная семья берет на воспитание троих или более детей и при этом не обладает соответствующим помещением, органы опеки и попечительства могут брать на себя обязанность по предоставлению им жилого помещения – жилого дома или квартиры. ВОТ ТО, ЧТО НУЖНО!! 

Непонимание особенностей развития ребенка, неспособность или нежелание замещающих родителей справляться с трудностями, возникающими при воспитании приемных детей и неумение строить доверительные отношения, как правило, приводят к обострению межличностных взаимоотношений. Дети растут, подростковые проблемы накапливаются – замещающие родители оказываются к этому не готовы. Легче вернуть. Все эти причины приводят к необходимости налаживания тесного контакта с замещающими родителями, которые должны быть уверенны, что специалист всегда придет на помощь и если сам не сможет помочь, то направит к подходящему специалисту.

помещении он  остался проживать исключительно один (ст. 2 указанного Закона).
Пункт 10 ст. 22 Земельного кодекса РФ  устанавливает, что  приемные родители могут сдать в  аренду земельный участок, унаследованный их  воспитанником, на  срок до  достижения им  совершеннолетия. Немаловажное значение имеют полномочия родителя-воспитателя в  области защиты наследственных прав воспитанника. Так, он  вправе совершить действия, свидетельствующие о  принятии наследства, наследником которого является ребенок, не  достигший четырнадцати лет,  либо дать письменное согласие несовершеннолетнему в  возрасте от  четырнадцати до  восемнадцати лет  с  тем, чтобы тот  самостоятельно совершил определенные действия, направленные на  принятие наследства, в  порядке, предусмотренном ст. 1153 ГК  РФ.

 Так, родитель-воспитатель может возбудить в  суде дело о  лишении родительских прав ребенка, находящегося у  него на  воспитании (ст. 70 СК  РФ). В  области алиментных отношений приемные родители вправе предъявить в  суд  требование о  взыскании алиментов. Они  также вправе заключить соглашение об  уплате алиментов от  имени несовершеннолетнего в  возрасте до  четырнадцати лет  или дать согласие на  то, чтобы несовершеннолетний воспитанник в  возрасте от  четырнадцати до  восемнадцати лет  заключил такое соглашение самостоятельно. В  полномочия родителя-воспитателя входит и  право требовать признания соглашения об  уплате алиментов недействительным по  основаниям, предусмотренным в  ст. 102 СК  РФ.   Юрист обязательно консультирует приемные семья по льготам и правам, предоставляемым приемной семье. Итак, помимо средств на оплату труда приемных родителей и содержание приемных детей существует также ряд льгот и прав, предоставляемых приемной     семье     в     целом.     Представляется,       что 

б) компромисс, т.е. согласие на основе взаимных уступок, но при сохранении своих основных позиций, взглядов, отношений;

в) победу одной стороны над другой со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Перманентные конфликты, превратившиеся в постоянные, приводят к распаду семьи.

Финалом разногласий и столкновений является развод. Право на развод освобождает супругов от бесконечных конфликтов, от того дискомфорта, который они порождают. В то же время оно не устраняет межличностные конфликты в тех случаях, когда в семье есть дети. У них нет права на поиск новых родителей, они продолжают оставаться причиной споров теперь уже бывших супругов по поводу права на свидания, на воспитание, на алименты и т.д. Закон предоставляет супругам право на прекращение брачного союза, когда их дальнейшая совместная жизнь становится невозможной. Реализация этого права не зависит от числа прожитых лет или достижения обоюдного согласия. Каждый из супругов добровольно принимает решение и обращается в государственный орган (загс, суд) с целью выполнения процедуры развода. С заявлением о расторжении брака в загс или с иском в суд могут обращаться как оба супруга, так и один из них . В этом случае помощь юриста  состоит в оказании содействия в составлении искового заявления, раскрытии последствий , которые наступят после развода. Остаются дети, жилищная и материальная проблемы, обостренные отношения между бывшими супругами в одних случаях до размена квартиры, в других – на всю оставшуюся жизнь. Негативные последствия развода для детей не идут ни в какое сравнение с последствиями для субъектов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, воспитывается одним родителем, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает издевки сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. В результате ухудшается его здоровье, успеваемость в школе, что приводит к осложнению отношений с тем родителем, с которым он проживает. Развод супругов ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Все это создает для общества и государства дополнительные трудности.В арсенале правовых средств практически нет радикальных мер, способных разрешить семейные конфликты. Все находится во власти людей, их умения найти общий язык, избежать нежелательных инцидентов.По каким направлениям работает юрисконсульт (примеры 1-2 как помочь) Юрист оказывает   индивидуально-ориентированную юридическую помощь приемным семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье,   возрастные   кризисы   развития,   учебные   трудности,   проблемы   с   выбором образовательного  профессионального   маршрута, проблемы   взаимоотношений   со сверстниками, учителями, родителями, (ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК!!!!!) помощь в решении конфликтных ситуаций, в том числе НАДО ИМЕННО юридического характера;

Сопровождая детей в приемных семьях, специалисты как бы уже предвидят, что семья настроена против ребенка и никакие усилия профессионалов не заставят их, его там оставить. Конечно, возвраты детей из приемных семей могут быть, но   хочется, чтобы это происходило только в исключительных случаях..                                                                                                                                      

Инициаторами возвратов детей, как правило, выступают приемные семьи, но есть случаи, когда таковыми являются органы опеки и попечительства, специалисты Центра, интернатных учреждений. Соответственно во всех вопросах необходима помощь юриста.Прекращение договора о приемной семье может происходить в трех различных формах, что отражено в таб. 2.Таблица 2   Основания и формы прекращения договора о приемной семье

ребенка с  последующим расторжением договора о  передаче ребенка в  приемную семью.
Объем полномочий представителя ребенка зависит от  возраста несовершеннолетнего. Приемный родитель в  этом качестве наделяется  либо правомочиями опекуна,  либо попечителя. В  отношении ребенка, не  достигшего 14 лет, опекун (приемный родитель) совершает за  него все  необходимые действия, а  попечитель (приемный родитель) лишь оказывает содействие ребенку в  возрасте от  14 до  18 лет  в  осуществлении им  своих прав и  выполнении обязанностей.
Необходимость представительства интересов несовершеннолетнего может возникнуть в  самых разнообразных сферах, а  в  защите могут нуждаться как  имущественные, так  и  личные неимущественные права и  интересы несовершеннолетнего ребенка. Можно выделить несколько видов правовых отношений, где  представительство и  защита прав и  законных интересов приемного ребенка имеет принципиальное значение. Это  гражданско-правовые, семейно-правовые, административные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные отношения, отношения в  области медицинского обслуживания и  образования и  прочие правовые отношения. И здесь необходима помощь юриста. Юрист консультирует приемных родителей по вопросу совершения  малолетним воспитанником сделки, совершение которой выходит за  рамки его  дееспособности, то  приемному родителю, как  и  иным законным представителям, предоставлено право ходатайствовать перед судом о  признании такой сделки действительной, если  она  совершена к  выгоде малолетнего (ст. 172 ГК  РФ).
Так,  Закон «О приватизации жилищного фонда в  Российской Федерации» обязывает родителей-воспитателей в  течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в  собственность своего воспитанника, если  в  этом жилом 

  • изменения в структуре семьи в связи с разводом приемных родителей, смертью одного из них;
  • ухудшение материального положения семьи, квартирный вопрос;
  • неосознанность своей вины приемными родителями, возложение ответственности за это на своих приемных несовершеннолетних детей;

Все эти перечисленные факторы показывают, что приемные родители не всё до конца продумали, принимая к себе чужого ребенка, не рассчитали   свои силы и не были готовы   психологически и морально к такому важному и ответственному. Конечно, необходима не только помощь психолога, воспитателя, соц.педагога, но и юриста. Ознакамливать с законодательством, о правах и обязанностях приемных родителей.

Основная задача специалистов службы сопровождения совместно с приемными родителями обеспечить стабильность семейного устройства, регулировать контакты ребенка с кровными родственниками, следить за развитием ребенка, поддерживать ребенка в установлении и поддержании нормальных отношений со своими сверстниками, с членами приемной семьи, с обществом всячески оказывать правовую помощь

Права и  обязанности приемного родителя непосредственно связаны с  осуществлением защиты прав и  законных интересов воспитанника в  качестве его  законного представителя.!!!!! Отказ от  реализации данной обязанности можно рассматривать как  грубое нарушение, способное повлечь негативные последствия для  несовершеннолетнего воспитанника. Данное обстоятельство, на  наш  взгляд, является основанием для  отстранения родителя-воспитателя от  исполнения обязанностей по  воспитанию приемного

Форма прекращения договора Основания для прекращения
1. Автоматическое прекращение договора истечение срока договора;
достижение приемным ребенком 18 лет или приобретение им полной дееспособности до совершеннолетия;смерть приемных родителей или ребенка.
2. Прекращение договора по инициативе органов опеки и попечительства возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для воспитания;возвращение ребенка кровным родителям;

усыновление ребенка.

3. Прекращение договора по инициативе приемных родителей заключение между приемными родителями и органами опеки и попечительства соглашения о расторжении договора при наличии наличие уважительных причин (болезнь, изменение имущественного или семейного положения, конфликтные отношения между детьми и др.).

Так, приемная семья проявляет пренебрежительное отношение к нуждам ребенка, жестокое обращение с ним;

Влад – 7 лет, прожил в приемной семье два с небольшим года. Мальчик – сложный по характеру, гипперактивен, расторможен. Посещал детский сад, оттуда регулярно поступали звонки в управление опеки и попечительства, что мальчик неухожен, неаккуратно одет, грязный, никто   из детей не хочет с ним 

играть, приемные родители не всегда забирают его из детского сада, передавая эту обязанность своему хорошему знакомому. Мальчик жалуется, что его бьют. При беседах и посещениях приемной семьи специалистами неоднократно проводились беседы с родителями, которые не привели к каким-то изменения по отношению к ребенку со стороны родителей. В результате чего ребенок был изъят из семьи. ХОРОШИЙ ПРИМЕР!!!! (ПРЕДЛОЖЕНИЯ К РАБОТЕ!!!!)

-Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.   Несомненно, данная мотивация является самой деструктивной и тщательно скрывается замещающими родителями. Трудно предугадать, как будут складываться детско-родительские отношения в данной семье и как будет проходить адаптационный процесс, т.к., в данном случае, возможно все: от пренебрежения основными нуждами и потребностями ребенка, эмоционального отвержения до формирования привязанности друг к другу, как положительного исхода процесса адаптации ребенка в замещающей семье!!!!!.

Одинокая женщина взяла на воспитание мальчика 6 лет. Во время посещений семьи специалистами Центра выяснилось, что у ребенка отсутствуют игрушки, книги, одежда, соответствующая возрасту и погодным условиям. Специалистами так же отмечалось несоответствие веса и роста мальчика возрастной норме. В беседе   ребенок рассказал, что на завтрак он пьет чай с булкой, обедает в школе, а на ужин ест гречневую кашу. Приемная мама объясняла, что мясо мальчик не любит, а рыбу в их семье есть не принято. Впоследствии выяснилось, что все деньги, выплачиваемые на содержание ребенка, мама откладывала себе на отдых. ЕЩЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР!!!!!!!!!! (ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА- жестокое обращение или невыполнение родительских обязанностей)

  • конфликты в приемной семье в связи с принятием ребенка, ревность собственных детей;
  • уверенность приемных родителей в непогрешимости своих собственных детей и в вине приемных!!!!!?????;

Алена – 12 лет. В патронатной семье с 7 лет. Кроме Алены в семье был родной ребенок мальчик, который смог сфальсифицировать свое поведение и поведение Алены так, что приемные родители, ужаснувшись, какая она плохая попытались вернуть девочку. Они даже не могли подумать, что всё это было подстроено их собственными детьми для того чтобы удалить приемную девочку из семьи.

  •  ухудшение состояния здоровья детей, их инвалидность;
  • -окружение приемной семьи;
  •  необдуманность и скоропалительность решения семьи о принятии ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Их уверенность в том, что они справятся, вырастили своих детей, вырастят и приемных.
  • нежелание, неумение приемной семьи принимать ребенка таким, какой он есть;
  • закрытость приемной семьи;
  • вредные привычки приемных детей, их наследственность;
  • -желание приемных родителей поправить за счет ребенка свое финансовое положение;
  • если приемные родители берут еще одного ребенка для другого.;