Сопровождение ребенка, проживающего в замещающей семье

Одним из важных компонентов сопровождения замещающих семей является сопровождение ребенка, помещенного в эту семью.

На первый взгляд может показаться, что воспитание детей, помещенных в замещающую семью ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных и приемных детей одинаковы, особенно если приемные дети-маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать   замещающим родителям. Им понадобиться умение помочь приемным детям войти в семью, а это очень не просто – создать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового общества.

Дети, попадают в чужую семью по разным причинам. У них может быть разный жизненный опыт, кроме этого, у каждого есть свои индивидуальные потребности. Однако все переживают психологическую травму, нанесенную расставанием с родной семьей. Когда детей отдают на воспитание в замещающую семью, их   помещают в совершенно иную, чужую для них обстановку. Ребенку, потерявшему собственных родителей, для полноценного развития необходимо семейное окружение, наполненное любовью, взаимным доверием и уважением.   Привыкание к новому окружению и новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей, справиться с которыми ребенку без помощи взрослых не по силам.   Но эта помощь должна исходить не только от замещающих родителей, но и от профессиональных специалистов, которые будут осуществлять сопровождение данной семьи на всем этапе, нахождения ребенка в семье. Успешным результатом такого сопровождения замещающих семей является стабильное положение ребенка-сироты в замещающей семье, которое гарантирует соблюдение его права на семью, позитивную социализацию и нормальное будущее.

Сопровождением детей, помещенных в замещающие семьи мы стали заниматься сразу, как только их стали передавать в семьи. В процессе работы по устройству детей в семьи и сопровождении таких семей мы поняли, что сопровождение должно быть сконцентрировано на ребенке. Именно ребенок является объектом семейного устройства: это его развитие в опасности, это он перенес предательство со стороны родителей, это он должен установить связь с семьей ему незнакомой, это он должен жить со страхом потерять новую семью; это он должен преодолеть ситуацию тревоги, в которую его поставила жизнь.

Постепенно, исходя из опыта нашей работы, мы сделали вывод, что кроме регулярных посещений ребенка в семье, необходимо посещение образовательных учреждений, детских   садов, которые посещают наши дети.      Нами были разработаны справки о   посещении семьи, приложения к справке о посещении семьи, которое заполняет педагог-психолог, справка о посещении детского сада, справка о посещении образовательного учреждения.

В системе сопровождения ребенка особое внимание уделяется индивидуальной работе специалистов с каждым ребенком. Дети посещают индивидуальные консультации, занятия и беседы не только у педагога-психолога и социальным педагогом, но и у учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

                      Работа сопровождения с приемными родителями

О необходимости профессионального сопровождения приемных родителей свидетельствует не только наш практический опыт, но и изучение работы специалистов разных регионов нашей страны. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство детей-сирот не имеет положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные факторами потери семьи и воспитанием ребенка в   интернатных учреждениях или детских домах, что довольно часто происходит с момента   их рождения. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда   имеют   навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей. Особенно это хорошо видно на этапе адаптации ребенка в семье, а также позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды   чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от ухода за ребенком, расторгают договор о создании приемной семьи, патроната или отменяют опеку и усыновление.

Мы уверены, и применяем эту уверенность на практике,   что сопровождение приемных семей должно быть постоянным, оно должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Речь идет не только о проявлении заботы и внимания к ребенку, к его обучению, но необходимо обращать внимание на комплекс проблем, которые ставятся как перед ребенком, так и   перед родителями.   Сопровождение должно быть постоянным и   осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались. Это довольно сложно и не всякому специалисту это удается. В своей работе за каждой приемной семьей мы закрепляем команду специалистов: педагога-психолога, социальный педагог, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, врача-терапевта.

После передачи ребенка в семью начинается непосредственная работа специалистов Центра сопровождения замещающих семей. Составляется индивидуальный график посещения семьи, текущий план сопровождения. Во время посещения педагог-психолог и социальный педагог не только обследуют физическое и психологическое состояние ребенка, но и дают советы по воспитанию и развитию ребенка родителям.

Во время проведения мониторинга развития ребенка, проживающего в приемной семье специалисты отдела занимаются индивидуальным консультированием родителей, пока   идет полное обследование детей, также проводят беседы с родителями о проблемах, возникающих в семье и мерах по их устранению.

Трудности и проблемы, возникающие в ходе проживания ребенка в замещающих семьях, показывают насколько ответственен прием детей в семью. Необходимо, чтобы эти семьи проявили много мудрости, терпения, щедрости в душевном плане естественно, чтобы вынести все   проблемы и трудности, связанные   с постоянным проживанием ребенка в семье. Зачастую   замещающие семьи   остаются один на один со своими проблемами, непониманием окружения в отношении принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку   адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.