Разработка и реализация программы психолого-педагогического и правового сопровождения замещающих семей

logo
Российская Федерация
Министерство образования
и молодёжной политики
Ставропольского края
Государственное казенное оздоровительное
образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в длительном лечении
«Санаторный детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей № 31″
города — курорта Кисловодска

_____________________________________________________
ИНН 2628035016   КПП 262801001
Ставропольский край, город-курорт Кисловодск,
ул. Островского,72 телефон 8(87937) 77491, (факс) 8(87937) 77496,
e-mail: det-dom31@list.ru

Родительство – вот сила, которая 

сделает ребенка счастливым. 

А. С. Макаренко

В нашей стране приоритет в устройстве ребёнка, оставшегося без попечения родителей, отдаётся кровным родственникам. Если же их нет или они не могут взять на себя обязанности по уходу за таким ребёнком, он может быть передан на воспитание замещающей семье.

Граждане, решившие создать замещающие семьи, проходят поэтапную подготовку в «Школе приемных родителей», где с кандидатами работают специалисты. Но как показывает практика, этого оказывается недостаточно, так как замещающие семьи сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. То есть семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистами: психологами, социальными педагогами, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих семьи. Важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающей семье. Специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКОУ «Детский дом (смешанный)№ 1 «Колосок» была разработана специальная программа психолого-педагогического и правового сопровождения замещающих семей «Дружная семья».

Цель ее — оказание «скорой помощи» в процессе реабилитации, адаптации и социализации детей, проживающих в замещающих семьях.

Выделяем основные задачи:

  1. Расширение знаний и представлений об особенностях развития детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего — возрастной психологии, повышение общепедагогических, правовых, психологических компетенций родителей, которые  познакомят родителей с особенностями психофизического развития детей, смогут объяснить причины возможных проблем,  и направить их на поиск эффективных решений в воспитании и развитии приемных детей;
  2. Выработка навыков и стратегий эффективного взаимодействия с приёмным ребёнком, специалистами;
  3. Профилактика вторичных отказов от приёмных детей, проявлений различных форм насилия в замещающих семьях, небезопасного поведения ребёнка в социуме.

Программа психолого-педагогического и правового  сопровождения замещающих семей  «Дружная семья» реализуется в несколько этапов.

1.Профилактическая работа направлена на оказание психологической

помощи и поддержки родителей, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения приемных детей.

2. Диагностическая работа направлена на выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье.

3. Консультативная работа направлена на освещение вопросов, связанных с проблемами обучения, развития, социализации детей в замещающих семьях.

4. Коррекционная работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки замещающим родителям в решении личностных проблем приемных детей (по результатам диагностического обследования).

5. Просветительская работа направлена на повышение психологической компетентности замещающих родителей, на популяризацию психолого-педагогических знаний среди замещающих семей.

Дисциплина составлена из двух частей – инвариантной (обязательной для каждого слушателя) и вариативной (в ней слушатели выбирают только те темы, которые представляют для них наибольший интерес). Темы вариативной части прослушиваются в форме персональных или групповых консультаций в случае выбора одной темы несколькими слушателями. Группы формируются из всех желающих со сходными задачами. Во время освоения программы, на основе  проведенной входной диагностики по выявлению проблем взаимоотношений в замещающих семьях и  адаптации приемного ребенка в семье, замещающим родителям  предлагается комплекс психолого-педагогических мероприятий по устранению возникающих проблем.

Работа по программе с  замещающими родителями  осуществляется через индивидуальные и групповые формы обучения.  К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, сюжетно-ролевые  игры, «мозговой штурм», семейный  совет, тренинги.  В ходе занятий замещающие родители имеют возможность под руководством специалистов Службы самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, предотвращая опасность роста вторичного социального сиротства. В конце занятия определяется  его результативность, проводится рефлексия, с целью получения  обратной связи. По итогам цикла занятий семьям вручаются памятки и рекомендации по вопросам воспитания и образования детей.

Программа носит блочный  характер: 1 блок «Семья» рассчитан на замещающих родителей, 2 блок «Дети» ориентирован на детей, воспитывающихся в замещающих семьях.

Блок «Семья» состоит из 4 основных тем:

1.Изучение и исследование замещающей семьи. 
Первичное ознакомление с замещающей семьей. Оценка благополучия развития замещающей семьи.

2.Консультативная работа:

  •  Особенности психического и физиологического развития ребенка (возрастные особенности)
  •  Нарушения в поведении ребенка: капризы, непослушание, упрямство, драки, воровство.
  •  Межличностное взаимодействие с приемным ребенком на различных возрастных этапах
  •  Детские страхи – ступеньки детства.
  •  Ребенок и школа. Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей.
  •  Поощрение и наказание. Как преодолеть в себе жестокость и агрессию
  •  Тактики семейного воспитания
  •  Как воспитывать в детях честность.

3.Профилактическая работа (родительский клуб)«Решаем проблемы вместе»

  •  Этапы и проблемы адаптации ребенка в новой семье. Профилактика родительской усталости. «Как не сгореть, или учимся справляться  со стрессом»
  •  «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания». Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
  •  Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
  •  Помощь родителей – какой она должна быть?
  •  Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.
  •  Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств.
  •  Обучение родителей методам и приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию; ознакомление их с развивающими, дидактическими играми.

4.Просветительская работа

  •  Изменения в законодательстве по вопросам  опеки и попечительства. Особенности подросткового возраста. Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  •  Закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методы и способы эффективного взаимодействия с приемным ребенком. Особенности формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста.
  •  Возрастные кризисы детей. Выработка эффективных способов взаимодействия с ребёнком, как профилактика и предотвращения насилия, конфликтов. Поиск конструктивных решений в проблемных ситуациях.
  •  Проблемы в обучении ребенка
  •  Взросление, подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

Промежуточный контроль.

Участие в работе семинаров:
«Как подружиться со школой»
«Радость повседневного общения с ребенком»
«Знаешь сам – поведай детям, ты за них пока в ответе»
«Ребенок,  семья, общество»
«Особенности подросткового возраста»
«Защита детей от жестокого обращения и насилия»
«Проблемное поведение детей и подростков»
«Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие становления личности ребенка»
«Особенности подростковой и молодежной субкультуры»

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

  1. Закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности развития детей-сирот.
  2. Методы и способы эффективного взаимодействия с приемным ребенком.
  3. Особенности формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста.
  4. Способы построения эффективного взаимодействия со специалистами.

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

  1. Использовать полученные знания в воспитании приемного ребенка.
  2. Видеть возможности формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка.
  3. Выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка.
  4. Предотвращать ситуации нарушений прав ребенка, риски жестокого обращения.
  5. Оценивать воспитательный ресурс своей семьи.
  6. Быть готовым к сотрудничеству со специалистами и другими замещающими семьями.

2 блок «Дети» направлен  на оказание комплексной социальной реабилитации детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а также коррекцию детско-родительских отношений.

Блок «Дети»  состоит из 4 основных тем:

  1. Изучение и исследование ребенка в замещающей семье.
    В рамках темы специалистами службы проводятся  мониторинги:
    «Уровень благополучия ребенка, житейских умений и навыков детей, социализации, психофизического развития детей, проживающих в замещающих семьях»
  2. Консультативная работа Промежуточный контроль.
    Участие в групповых и индивидуальных консультациях в соответствии с индивидуальной коррекционно-развивающей программой ребенка.
  3. Профилактическая работа.
    Посещение коррекционно-развивающих занятий в соответствии с индивидуальной коррекционно-развивающей программой ребенка. Подразумевает участие в тренингах детско-родительских отношений.

Занятия  позволят изменить стереотипы поведения детей в социуме и семье. В качестве основных коррекционных методов используются сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, релаксация с использованием образной терапии. 

Промежуточным контролем являются  досуговые мероприятия (совместно с родителями)

  •  Конкурс – выставка семейных творческих работ «Волшебный сундучок Домовенка Кузи» (рисунки, поделки)
  •  Конкурс – презентация «Моя дружная семья – Папа + Мама + Я» (Домашнее задание)
  •  Мастер-класс (творческая мастерская): «Древо семьи», «Оберег семьи», «Дом,  в котором я живу» (дизайн игровой комнаты, площадки).
  •  Конкурсно-развлекательная программа  в день защиты детей «В стране веселых игр».
  •  Семейный праздник «День семьи, любви и верности»

4.Просветительская работа «Клуб почемучек»

Посещение факультативов:
«Академия домашних волшебников»
«Домашняя экономика»
«Твои права – уроки Правознайки»
«Уроки Мой-Додыра»
«Юный цветовод»
«Ты и твоя безопасность»

Ожидаемый результат – это реабилитация, социальная адаптация и социализация детей из замещающих семей, развитие их социально-положительной активности, помощь в подготовке к жизни в обществе. Умение разрешать межличностные конфликты. Эмоциональный комфорт детско-родительских отношений. Положительная динамика психофизического развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Сегодня мы знаем, что не каждый ребенок легко адаптируется в замещающей семье. Мы владеем разнообразными системами организации воспитательной и реабилитационной работы с ребенком, воспитывающемся в замещающей семье, но, в тоже время, признаем, что в каждой семье – своя система воспитания, главное, чтобы были учтены интересы ребенка. Тогда он будет счастливым.