Профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях и оказание психолого-педагогической помощи при их возникновении

logo
Российская Федерация
Министерство образования
и молодёжной политики
Ставропольского края
Государственное казенное оздоровительное
образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в длительном лечении
«Санаторный детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей № 31″
города — курорта Кисловодска

_____________________________________________________
ИНН 2628035016   КПП 262801001
Ставропольский край, город-курорт Кисловодск,
ул. Островского,72 телефон 8(87937) 77491, (факс) 8(87937) 77496,
e-mail: det-dom31@list.ru

Служба сопровождения замещающих семей

 «Профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях и оказание психолого-педагогической помощи при их возникновении».

Г.Кисловодск

2014год

Октябрь

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи — к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, порой предъявляя завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность, друг другом.

Для предупреждения возникновения кризисных ситуаций, с целью предотвращения возврата ребенка в государственные учреждения, предлагаются разные модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации. Одна из наиболее  удачных моделей, применяется в службе комплексного сопровождения замещающих семей ГКООУ «Санаторный детский дом №12», которая включает в себя основные направления работы (образовательное, психолого-педагогическое, посредническое),  проблемные зоны семьи и пути выхода из кризисной ситуации.

Описание модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации. Ребенок, попавший в замещающую семью, становиться активным, полноценным участником конкретной семьи, живет с ними одной жизнью, одними интересами. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, семейных отношений. Но, к сожалению, с принятием в семью ребенка благоприятный социально-психологический климат семьи может быть нарушен, так как к новым социальным ролям должен привыкнуть не только ребенок, но и супруги вынуждены изменять свой привычный образ жизни. Каждый член семьи стремиться к утверждению по-своему.

Проблемные зоны замещающей семьи условно можно разделить на три группы:

  • Психологические-поведенческие проблемы ребенка, дисгармония супружеских отношений замещающих родителей;
  • Социальные — неприятие социального окружения замещающей семьи, проблемы социализации;
  • Соматические- стрессовые состояния членов семьи, выражающиеся в различных психосоматических заболеваниях ребенка и замещающих родителей

Проблемные зоны замещающей семьи.

1. Завышенное ожидание и неадекватные требования к приемному ребенка.

2. Нежелание, неумение приемной семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Закрытость приемной семьи.

3. Пренебрежительное отношение к нуждам ребенка, жестокое обращение с ним.

4. Окружение приемной семьи. Ревность собственных детей.

5. Возложение ответственности на своих приемных несовершеннолетних детей.

6. Поведенческие проблемы детей, их нежелание учиться, воровство, вранье.

Цель психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации:

  • Оказание помощи семьям в воспитании приемных детей в кризисной ситуации;
  • Предупреждение распада замещающей семьи;
  • Обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи.

               Задачи службы комплексного сопровождения: 

1. Оказание помощи ребенку и приемным родителям в решении проблем в период кризиса.
2. Анализ динамики психолого-педагогического и социального развития ребенка в новых условиях жизни.
3. Отслеживание успешности становления замещающей семьи.

Работа службы сопровождения должна быть направлена не только на воспитание, его форм поведения в сложившейся конфликтной ситуации, но и на «воспитание родителей»- это международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими родительских функций.

С целью профилактики кризисных ситуаций в замещающих семьях и разрешению сложившейся конфликтной ситуации между всеми участниками конфликта создаются службы комплексного сопровождения замещающих семей.

           Существуют этапы работы службы комплексного сопровождения с замещающими семьями в кризисной ситуации. Если работа не будет формальной, правильно подобраны технологии на каждом этапе (подготовительном, диагностическом, реабилитационном, завершающем этапе) :  — кризисные ситуации сведутся к минимуму.

        Суть комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающей семьи в кризисной ситуации состоит.

  • Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля с целью выделения основных составляющих сложившейся кризисной ситуации;
  • Обобщение информаций о результатах изучения сфер индивидуальности ребенка, находящегося в замещающей семье;
  • Утверждение индивидуального коррекционного маршрута;
  • Определение преемственности и последовательности в работе службы сопровождения.

 Для оказания помощи замещающим  семьям, обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи, специалистами службы сопровождения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседы, коррекционные упражнения с элементами психогимнастики, тренинговые занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, ситуативный разбор, консультирование, практикумы, ролевые игры, изучение семейного альбома, составление генеалогического древа, просмотр семейного видео.

По опыту работу, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, одной из наиболее эффективных форм работы является внедрение в повседневную практику психолого-педагогических технологий:

  • Технология «Психологическая песочница»;
  • Технология «Зазеркалье»;
  • Технология «Служба спасения семьи»;
  • Технология «Не такой!»;
  • Технология «Разговор в темной комнате».
  • «Эвристическая технология».
  • Технология «Домашнее визитирование».
  • Технология «Эффект выбора».

Отдельным самостоятельным направлением работы является создание системы мониторинга совместного проживания сопровождаемых семей, которое фиксируется в следующей документации.

Первый этап — «В гостях у сказки». Этот этап в жизни ребенка и в жизни замещающих родителей является самым прекрасным и замечательным. Родители стараются угодить ребенку, уделяют повышенное внимание, задаривают подарками, проводят вместе свободное время, отдавая всю накопившуюся потребность в любви.

И ребенок, в свою очередь, безмерно счастлив, что из множества ребят в детском доме, выбрали именно его. Он старается изо всех сил понравиться, угодить «родителям», очень часто сразу начиная обращаться к ним «мама» и «папа». Но, к сожалению, это не означает взаимную любовь и привязанность. Поэтому, во время периода знакомства и на первом этапе совместного проживания замещающим родителям рекомендуется бережно относиться к чувствам ребенка, постараться избежать обращений к нему — сыночек/доченька.

Испытывая радость и удовольствие, от своего нового положения, и ребенок, и замещающие родители не вполне осознают, что скоро начнутся будни, обычные бытовые дела, проблемы и каждый из них начнет вести себя немножечко иначе, с учетом особенностей личностных качеств, характера, темперамента.

У некоторых детей данный этап сопровождается     раздвоенностью чувств, перепадами настроения: с одной стороны состояние эйфории, радости и удовлетворения, с другой идет осознание потери кровной (биологической) семьи. В такой ситуации родителям рекомендуется проявить понимание и быть готовыми оказать поддержку ребенку.

Дети, в отличие от взрослых, не всегда могут быстро и грамотно дать понятие терминам «семья», «родители», «дом» и, как правило, это не связано с материальными ценностями. Дом для них — это, прежде всего, место, где их понимают, заботятся, оберегают, любят. Не стоит перегружать нового члена семьи эмоциональными впечатлениями: вываливать на ребенка горы игрушек, закармливать вкусностями и сразу представлять его собственному широкому социальному окружению — это может напугать ребенка. Необходимо помнить, что еще не окрепшая детская психика может не справиться с таким объемом информации, нахлынувшей любви, заботы и ласки.

Основная задача родителей, создать в доме атмосферу тепла, понимания и взаимоподдержки, необходимо, чтобы ребенок рядом с ними чувствовал себя защищенным. У ребенка может возникнуть желание поделиться особенностями своей прежней жизни, либо наоборот, будет избегать вопросов о биологических родителях и периоде их совместного проживания.

Период «В гостях у сказки» получил такое название не случайно, этот период в жизни замещающих родителей и приемного ребенка обычно окрашен большим взаимным интересом, ожиданиями счастья, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых — заметно идеализирован.

В первый месяц совместного проживания вновь созданной семьи сотрудники РЦ поддерживают связь с замещающими родителями и ребенком посредством телефонных переговоров. Так же, в течение первой недели осуществляется визит специалистов в семью. Во время визита происходит общение с родителями о первых днях жизни ребенка в семье, обращается внимание на эмоциональный фон, настроение всех членов семьи, знакомство с бытом и ближайшим социальным окружением.

На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:

  • Технология «Психологическая песочница»;

Основная цель технологии-оказание помощи в полноценном развитии и хорошей адаптации к постоянно возникающим изменениям в жизни человека, поддержание эмоциональной стабильности, формирование стрессоустойчивости, а также развитие и коррекция сенсорно-перцептивной сферы.

Задачи-формирование навыков позитивного мышления, обучение приемам релаксации, коррекция внутриличностных проблем, посттравматических стрессовых ситуаций в случаях возникновения кризисных ситуаций между детьми и потенциально замещающими родителями.

Результат-стабилизация эмоционального состояния, устранение фобий, развитие сенсорно-перцептивной сферы, социально-психологическая реабелитация.

  •  Технология «Домашнее визитирование». Технология позволяет иметь более четкое и наглядное представление о том, каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимы. Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже на крайней стадии кризиса и нуждается в экстренной помощи.

Методы и методики:

наблюдение, анкетирование беседы, тестирование, проективные методики групповое психологическое консультирование, тренинги, артерапия;

-выявление уровня воспитательного потенциала родителей (тест «Кинетический рисунок семьи», опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
-выявление проблем в воспитании детей- тест «Я и мой ребенок»
-выявление роли отца в семье.

  • «Разговор в темной комнате» (сенсорная комната). 

Основная цель технологии-решение личностных и психотравмирующих проблем, в преодолении страхов и переживаний в адаптационный период. Применение технологии помогает не только в решении актуальных проблем, но и оказывает оздоравливающий эффект на нервную систему и весь организм.

Второй этап «Крушение идеалов» — наступает примерно через месяц и может длиться до полугода. Появление в структуре семьи нового члена, в данном случае приемного ребенка, вносит в ее функционирование существенные изменения. Супруги могут столкнуться с рядом проблем, которые они не предполагали увидеть. Именно на этом этапе чаще всего возникают кризисные ситуации.!!!

На данном этапе процесс взаимной адаптации приостанавливается, так как первые впечатления прошли, и начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи к особенностям характера и темперамента, установки определенных границ поведения, формы общения, и требований послушания со стороны родителей. В результате возникают конфликтные ситуации, являющиеся частью естественного процесса адаптации ребенка и членов семьи друг к другу.

В такой момент замещающим родителям не нужно пугаться и думать, что они совершили ошибку, взяв приемного ребенка в семью.

Это закономерный процесс и ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, свидетельствующий о том, что отношения в семье развиваются правильно, что ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Это предпосылки появляющегося доверия к замещающим родителям, ребенок демонстрирует свою готовность показать новой семье «свое истинное лицо».

Родителям необходимо сконцентрироваться, набраться терпения и применить все свои знания в области детско-родительской конфликтологии.

Каждый ребенок проходит свой единственный период адаптации, и никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть. К сожалению, некоторым замещающим родителям не удается преодолеть этот сложный этап, не найдя понимания с ребенком, они начинают ощущать свою беспомощность, разочарование. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, часто предъявляют слишком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам, сравнивают своих детей (если таковые имеются) с приемными, что не допустимо. Необходимо помнить, что ухудшению поведения ребенка могут способствовать ошибки замещающих родителей.

В результате, некоторые замещающие родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них является возврат ребенка в детский дом.

Выявленные и нерешенные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад, поэтому, только успешное преодоление данного (кризисного) этапа позволяет перейти на следующий этап развития и укрепления семьи. Пройдя через кризис, замещающие родители приобретают необходимую уверенность, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в понимании ребенка, а у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет всем членам замещающей семьи строить более гармоничные взаимоотношения.

На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:

«Эвристическая технология». Смысл эвристического подхода в том, чтобы не только найти путь выхода из сложной ситуации, но и вызвать новые идеи, являющиеся мотивом к постановке жизненных целей. Цель эвристической технологии – оказание помощи в решении личностных проблем, реабилитации психологического здоровья, стабилизации эмоционального состояния, выход из морального и интеллектуального тупика, снятие психосоматических проблем как детей, так и взрослых.

Задачи:

  • Выявление причин проблемных жизненных ситуаций
  • Обучение различным способам выхода из напряженного эмоционального и стрессового состояния
  • Расширение знания клиента в сфере рефлексии проблемной ситуации, поиска путей выхода
  • Формирование умений и навыков саморегуляции для самоконтроля и стрессоустойчивости
  • Психологическая реабилитация с построением дальнейшего жизненного сценария.

Результаты- выход из морального и интеллектуального тупика, стабилизация эмоционального состояния, устранение негативных психосоматических симптомов.

  • «Зазеркалье».
    Основная цель технологии оказание помощи семье и ребенку в решении проблемы семейных взаимоотношений с использованием метода объективного включения. Она позволяет выявить скрытые причины конфликтов, взглянуть на проблему «со стороны». Помогает в преодолении семейных разногласий, формирует мотивацию к изменению ситуации у всех членов семьи.
  • «Не такой». Семейная дезадаптация: завышенные ожидания неадекватные требования к приемному ребенку или неумение замещающей семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Технология позволяет семья научиться избегать серьезных внутрисемейных конфликтов , которые приводят к кризису семьи, и главное самостоятельно находить решения и выходы из трудных ситуаций.
  • «Эффект выбора».

Основная цель технологии-оказание полноценной профессиональной помощи в ситуации выбора, достижение положительного эффекта в разных жизненных ситуациях, осуществление кризисного консультирования. В результате выявляются причины кризиса, формируется стрессоустойчивость, повышение самооценки. Формируются ЗУН по применению приемов, помогающих правильно выходить из ситуации затрудненного выбора с наименьшими потерями и положительными результатами.

  • Технология «Психологическая песочница»;
  • Технология «Домашнее визитирование»;
  • «Разговор в темной комнате» (сенсорная комната)

ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ!!! Первый этап прошел замечательно. Из телефонных разговоров специалистов службы было установлено, что в семье появились проблемы. На этом этапе адаптации ребенка к условиям приемной семьи было выявлено, что воспитательные установки одного из приемных родителей (в данном случае отца) не были сформированы в достаточной степени, а именно:

  • Эмоциональное отношение к ребенку (слабая степень принятия)
  • Неадекватное представление о ребенке
  • Слабая степень открытости к ребенку
  • Авторитарный контроль

В индивидуальной работе психолога с приемными родителями было установлено, что причиной сложившейся кризисной ситуации явился факт, воспоминая ребенка о якобы родном биологическом отце. Так как приемный родитель был настроен на сохранение отношений, был составлен план реабилитационно-коррекционной работы.

Третий этап «Равновесие» или стабилизация отношений. Этот этап завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Пройдя через трудности кризисного периода, замещающие родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка и находят подходы к их решению.

Все члены замещающей семьи начинают осознавать свою целостность, что означает переход на качественно новый уровень развития. Ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность, внимание и интерес ко всем делам семьи. Родители приняли ребенка с его индивидуальными особенностями и поведенческими проявлениями. Дальнейшее развитие семейной системы начинает происходить аналогично обычной семье с растущими детьми, с присущими им возрастными кризисами.

На данном этапе система выработанных детско-родительских отношений входит в стабильное состояние, это состояние психологической и эмоциональной защищенности, которое возникает и у ребенка, и у родителей. Без достижения такого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в замещающей семье невозможны, так как выявленные и не решенные проблемы неизбежно приведут к взаимному разочарованию.

Об успешной адаптации ребенка к новым условиям проживания в замещающей семье свидетельствует принятие всеми членами семьи, созданных условий и отношений, что говорит об успешной социализации ребенка и возможностью расширения его социального окружения.

На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:

  • Технология «Домашнее визитирование»
  • «Разговор в темной комнате» (сенсорная комната).
  • Технология «Психологическая песочница»;

Самая большая ошибка пытаться изменить ребенка под особенности замещающей семьи. Реабилитация ребенка невозможна без реабилитации семьи.

ВЫВОД

Эффектностью работы по профилактике кризисных ситуаций в замещающих семьях является установление состояния гармонии в замещающей семье:

  • Прочность и надежность устройства ребенка в замещающую семью.
  • Удовлетворенность ребенка в замещающей семье.
  • Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье.
  • Удовлетворение потребностей всех членов семьи.
  • Гармонизация внутрисемейных отношений.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Предотвращение возврата детей из замещающих семей.

Ожидаемые результаты

  • Эффективная система сопровождения замещающих семей.
  • Отсутствие кризисных ситуаций в сопровождаемых семья в период адаптации.
  • Гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей.
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком.
  • Повышение уровня психического и личностного развития детей.
  • Укрепление социальных связей семьи.
  • Максимальное сокращение случаев возвращения ребенка в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Повышение социального статуса замещающей семьи.

К сожалению, даже принимая меры для предупреждения возвратов детей из приемных семей невозможно их предотвратить. Опасность возврата ребенка из семьи будет существовать на протяжении всего периода проживания ребенка в замещающей семье и это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами.

Риски возвратов детей из семей, возможно минимализировать только благодаря постоянному сопровождению команды специалистов, способной своевременно оказать помощь, поддержку, дать совет, предостеречь, рассказать о возрастных особенностях развития ребенка, а при необходимости купировать назревающий конфликт на начальной стадии.

Профессиональное сопровождение замещающих семей — это один из важнейших этапов в работе специалистов любого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей рассматривается как система мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в семье, и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Для того, чтобы сопровождение приемной семьи было продуктивным, необходимо обеспечить планомерность данного процесса. В этом случае при первичном консультировании составляется индивидуальный план сопровождения, содержащий мероприятия с целями и задачами и график посещения. Данная технология описана в методическом пособии ….. под названием «Домашнее визитирование».

В нашей практике выявить кризисную ситуацию в замещающей семье позволила именно технология «Домашнее визитирование», так как по телефону специалисты службы получали информацию от опекуна о достаточно стабильной и благополучной ситуации. При очередном плановом визите психолог указал на необходимость присутствия обоих родителей. В беседе с другим родителем (приемным отцом) выявились обеспокоенность и тревожность в связи с неправильными ожиданиями. У приемного отца были страхи по поводу генетического наследования отрицательных качеств биологических родителей. Психолог провел консультацию, разъясняющую данную проблему, указывая на то, что до сих пор нет единого мнения по поводу определяющего фактора в формировании личности. Говоря об особенностях ребенка-сироты, мы можем согласиться больше с последствиями депривации, то есть дефицитом либо отсутствием необходимых условий на определенных стадиях развития. Конкретно у данного ребенка интеллектуальное, речевое и психофизиологическое развитие полностью соответствовало возрастной норме. Процесс социализации также проходил достаточно успешно. За 3 года нахождения в детском доме не было выявлено каких либо отклонений в поведении. С родителями было проведено тестирование с целью определения воспитательных установок и психоэмоционального состояния.

Результаты тестирования подтвердили факт формирования неправильной воспитательной установки у приемного отца, так называемое приписывание «всего плохого». Родители были настроены сохранить семью и продолжать совместную работу со специалистами службы.

На следующую встречу были подобраны методики, необходимые для работы с учетом данной ситуации: технология «Эффект выбора», арт-терапевтическое упражнение «Элементы пескотерапии». До встречи психолог позвонил приемной маме с целью уточнения готовности и возможности принять специалистов в назначенное время. В беседе выяснилось, что отношение приемного отца изменилось с того момента, когда приемный ребенок поделился своими воспоминаниями о биологических родителях. В личном деле отсутствовала информация о биологическом отце, данные о его личности отсутствовали. Биологическая мать находилась в розыске, поэтому данные с ее слов также отсутствовали. Приемный отец не был готов к тому, что ребенок помнит своего биологического отца. Социальный педагог провел работу по уточнению данной информации.

При встрече с приемными родителями социальный педагог разъяснил, что действительно биологический отец физически не мог общаться с ребенком. Биологическая мать была освобождена из мест заключения и через небольшой период времени она была подана в розыск, так как двух летнего ребенка обнаружили одного без присмотра на улице. В течение трех лет она не заявляла о себе и не контактировала с ребенком. Психолог разъяснил, что на данном этапе адаптации для ребенка типичны два сценария: либо он совершенно отказывается признавать свое прошлое и говорить о нем, либо он делится своими воспоминаниями. Но судя по-всему, учитывая информацию из личного дела, это либо придуманный образ, либо какой-либо мужчина, находившийся рядом с матерью на тот короткий промежуток времени от освобождения до потери ребенка. Приемному отцу было предложено провести занятие с целью коррекции сложившейся воспитательной установки и формирования нового конструктивного отношения. Технология «Эффект выбора» дал достаточно хороший результат. Проблема была переформулирована, рассмотрена с различных ракурсов, появилось новое видение, что в целом способствовало формированию ресурсов для преодоления проблем на данном этапе. Психолог также спросил, знает ли приемный отец, как ребенок к нему относится. Оказалось, что нет, так как тревожное отношение родителя искажало картину восприятия. В целях защиты выстроенные границы со стороны приемного отца препятствовали эмоциональному контакту с ребенком. Психолог предложил провести с ребенком арт-терапевтическое упражнение «Элементы пескотерапии», в котором ребенку предлагается набор фигурок с просьбой выбрать фигурку, похожую на него, на приемную маму и приемного отца. А, как известно, проективные методики, особенно в работе с детьми, позволяют выявить скрытые подсознательные моменты. Ребенок отдельно с психологом, чтобы исключить ситуацию одобряемого выбора, сделал следующий выбор: он-фигурка льва, мама-фигурка девушки рок звезды, папа-фигурка собаки. На вопрос, почему папа-фигурка собаки, он ответил: «Потому что папа нас охраняет». Приемный папа был смущен и при расставании, сказал, что будет рад помощи специалистов. В телефонном режиме специалисты службы продолжают сопровождение приемной семьи в целях наблюдения и предупреждения кризисной ситуации, так как родители не всегда готовы первыми сообщить о своих трудностях, пытаясь справиться самостоятельно. Так же запланирован следующий домашний визит с целью диагностики, закрепления достигнутого результата, гармонизации семейных отношений, патронажа ребенка.

В своей работе с приемными родителями специалисты нашей службы тактичны, не навязчивы, безоценочные и соблюдают этические профессиональные нормы. Без этих качеств невозможно установить контакт с клиентом и возникновение желания принять предложенную помощь.