ПРОГРАММА подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

logo
Российская Федерация
Министерство образования
и молодёжной политики
Ставропольского края
Государственное казенное оздоровительное
образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в длительном лечении
«Санаторный детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей № 31″
города — курорта Кисловодска

_____________________________________________________
ИНН 2628035016   КПП 262801001
Ставропольский край, город-курорт Кисловодск,
ул. Островского,72 телефон 8(87937) 77491, (факс) 8(87937) 77496,
e-mail: det-dom31@list.ru

 

 

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель министра образования
и молодежной политики СК_____________ Г.С. Зубенко
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Санаторного
детского дома № 31_________ Л.К. СгибневаПриложение № 2(к приказу от 23.05.2014г. № 167-ос)

 

ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в Государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 31″ города — курорта Кисловодска.

 

 

Город-курорт Кисловодск

2014г

 

  1.      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель программы – подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью  ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – кандидаты в замещающие родители), формирование у них родительской компетенции.

Задачи программы:

1. Подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

2. Помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка.

3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей усыновителей, опекунов (попечителей), приемных семей (далее – замещающие семьи).

 

Построение учебного содержания курса подготовки кандидатов в замещающие родители осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Содержание Программы структурировано в виде четырех блоков. В каждом блоке выделаются разделы.

 

«Ориентировочный блок. Введение в информационное поле»:

Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители».

Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих  родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей».

«Основной блок. Психологические аспекты приёма ребёнка в семью»:

Раздел 3 «Этапы развития ребенка».

Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка».

Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)».

Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи».

Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка».

Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка».

Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка».

Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка».

«Блок нормативно-правового регулирования»:

Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан».

Раздел 12 «Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям».

Блок «Подведение итогов».

 

  1.      Учебно-тематический план
Разделы Количество часов
Всего в том числе Форма контроля
Лекции Тренинги Индивидуальное консультирование
I.Ориентировочный блок. Введение в информационное поле. 10 3 5 2
Введение в курс подготовки кандидатов в  замещающие родители 5,5 1,5 2 2 Структурированное интервью
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей. 4,5 1,5 3 0 Тест неоконченных предложений для замещающих родителей (модификация )
II. Основной блок. Психологические аспекты приема ребенка в семью. 42 9,5 32,5 0
Этапы развития ребенка. 3 2 1 0 Анкета«Ребенок в развитии»
Особенности развитии и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. 5 2 3 0
 Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. 7 1,5 5,5 0
Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи. 5 1 4 0 Тест «Адаптация ребенка в замещающей семье»
 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. 4 0 4 0 Вопросник для описания системы наказания и поощрения
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинению вреда здоровью ребенка. 3 1 2 0 Тест по аспектам медицинского ухода за приемным ребенком
Особенности полового воспитания приемного ребенка. 4 1 3 0
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации  ребенка 11 1 10 0
III. Блок нормативно-правового регулирования. 5,5 3,5 2 0
 Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семьи граждан. 3 3 0 0 Тест по правовым основам воспитания приемного ребенка
 Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. 2,5 0,5 2 0
IV. Подведение итогов. 2,5 0 1,5 1
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в  замещающие родители. 2,5 0 1,5 Анкетирование
Итоговая аттестация. 1 Собеседование
Всего: 60 16 41 3

Общая трудоемкость программы составляет 60 академических часов, из них 70% академических часов — практические занятия (тренинги), включая итоговую аттестацию (собеседование).

Программа осваивается по очной форме обучения, допускается освоение программы по очно-заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки, в соответствии с Порядком подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным Министерством образования и науки Мурманской области.

 

  1.      Содержание  программы

Блок 1 «Ориентировочный блок. Введение в информационное поле»

(10 часов)

 

Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители» (5,5 часов)

Включает в себя:

проведение с каждым из кандидатов в замещающие родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в  замещающие родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;

ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в замещающие родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей» (4,5 часа)

Включает в себя:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация — усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания — санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Блок 2. «Основной блок. Психологические аспекты приёма ребёнка в семью» (42 часа)

Раздел 3 «Этапы развития ребенка» (3 часа)

Включает в себя:

общую характеристику основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» (5 часов)

Включает в себя:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» (7 часов)

Включает в себя:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности»  (понятий негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.

Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи» (5 часов)

Включает в себя:

особенности ожидания замещающих семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.

Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» (4 часа)

Включает в себя:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» (3 часа)

Включает в себя:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» (4 часа)

Включает в себя:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» (11 часов)

Включает в себя:

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в замещающие родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Блок 3. «Блок нормативно-правового регулирования»

(5,5 часов)

Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» (3 часа)

Включает в себя:

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители; порядок представления кандидатами в замещающие родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье; порядок представления опекунами (попечителями), замещающими родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12 «Взаимодействие замещающей  семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» (2,5 часа)

Включает в себя:

родительские и профессиональные функции замещающей  семьи;

взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи;

взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Блок 4. Подведение итогов

(2,5 часов)

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители (2,5 часа)

Включает в себя:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители;

проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в замещающие родители по их желанию).

  1.      Требования к уровню подготовки кандидатов

в замещающие родители 

4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью,  об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители, сопровождение  замещающей семьи;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю.

4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие  программу, должны знать:

права и обязанности замещающих родителей;

особенности и закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

влияние прошлого опыта ребенка (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка, оставшегося без попечения родителя;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку;

особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

влияние собственного опыта замещающих родителей на отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

4.3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознавать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Программа подготовки поможет кандидатам в замещающие родители закрепить мотивацию устройства в свою семью ребенка или уверенность в обратном.