Помощь замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периода адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями

logo
Российская Федерация
Министерство образования
и молодёжной политики
Ставропольского края
Государственное казенное оздоровительное
образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в длительном лечении
«Санаторный детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей № 31″
города — курорта Кисловодска

_____________________________________________________
ИНН 2628035016   КПП 262801001
Ставропольский край, город-курорт Кисловодск,
ул. Островского,72 телефон 8(87937) 77491, (факс) 8(87937) 77496,
e-mail: det-dom31@list.ru

Помощь замещающим семьям в решении наиболее

сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периода адаптации  в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

 город-курорт  Кисловодск 

2014 год

                                           

      Принимая ребенка в семью, большинство замещающих родителей,  не очень задумывается о том, какие изменения будут происходить с семьей, когда в ней появится новый человек, как будет вести себя ребенок в новых условиях. Им кажется, что  самое главное—справиться с подготовкой документов и пройти все процедуры, чтобы ребенок побыстрее оказался дома, однако в жизни это только полдела.

     На базе  Государственного  казенного  оздоровительного  образовательного  учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 31″ города — курорта Кисловодска  создана  Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей всего несколько месяцев. В настоящее время специалисты Службы сопровождают 5 замещающих семей, находящихся в кризисной ситуации. В процессе работы мы столкнулись с  проблемами, которые носят  социальный характер- проблемы социализации: трудности периода адаптации в новой семье, взаимоотношения  ребенка со сверстниками, учебные трудности, возрастные кризисы развития, проблемы с выбором профессионального маршрута …

      Для решения проблемных задач, возникающих в замещающих семьях,  привлекаются специалисты разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения: юрист, сотрудники ОДН, медицинская служба…

Помощь  замещающим семьям в преодолении трудности
периода адаптации ребенка в новой семье.

      Адаптация в новой семье у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Приняв ребенка в свою семью, на первоначальном этапе адаптации, все члены семьи  стараются вести себя как можно  лучше, но спустя определенный промежуток времени и родители, и ребенок привыкают и начинают вести себя более естественно, проявляя при этом особенности характера. Каждый член семьи  стремиться к самоутверждению.
Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог новой семьи, ребенок захотел в ней остаться? Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому  привыкли члены семьи, а ребенок никогда его не видел. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новой семье имеется несколько стадий:

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Пути преодоления трудности: специалистами службы психолого-педагогического сопровождения оказывается методическая помощь приемным родителям в форме обучающих занятий по темам: «Индивидуальность ребенка», «Пространство семьи», моделирование ситуации: «Опасные перекрестки семьи»…

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п. В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера,  привычек родителей и привычек ребенка. У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.
У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное — терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение. Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка. Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.
Чувство жертвы обстоятельств приводит ребенка к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.
Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра – а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», — обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!» Могут появиться и «крамольные» мысли: «А зачем он нам вообще был нужен этот ребенок? Как было тихо и спокойно вдвоем… А может быть вернуть его туда, откуда взяли, ведь он уже привык к тому образу жизни, к детям?» Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные «ущербной» наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно. К сожалению, есть семьи, которые видят выход из сложившейся ситуации в разводе: «Ты хотел (хотела), вот ты и воспитывай!» Это только небольшой перечень проблем, которые могут возникнуть в семьях, решивших взять на воспитание чужого ребенка или усыновившего ребенка новой жены, мужа.
Пути преодоления трудности: на данном этапе специалистами службы применяются различные психологические  методы работы с ребенком: 

  •  Сказкотерапия;
  •  Игровая терапия;
  •  Песочная терапия;
  •  Индивидуальные занятия в игровой комнате;
  •  Занятия с использованием сенсорной комнаты.

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Наблюдая за поведением ребенка можно отметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то теперь он выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя так же естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее: расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью.
Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения. Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.
Пути преодоления трудности: для успешной социализации ребенка в новой семье, построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально.
Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него не душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен… Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком. Схематически построение добрых взаимоотношений можно изобразить в виде лестницы, назвав ее «Шаги любви» (движение снизу вверх)

Здесь начинается любовь

Внутренняя связь/ привязанность

Привыкание

Проверка

Замкнутость

«Медовый месяц» 

Приезд в семью

Первая встреча

Выбор семьи


Помощь  замещающим семьям в преодолении возрастных
 кризисов развития ребенка в новой семье.

     Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром. Дети, усыновленные не сразу после рождения, в большинстве случаев страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации. Переживания, обусловленные этими обстоятельствами, надолго сохраняются в психике ребенка. У него могут появиться чувства страха, обиды и беспомощности, развиться посттравматические стрессовые расстройства, связанные с пережитыми ранее психическими травмами. Эмоциональная привязанность к приемным родителям формируется у таких детей с большим трудом. Травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновленного, что существенно затрудняет формирование у него эмоциональной привязанности к новым родителям. В новых семьях, во вполне благоприятном окружении, у детей могут актуализироваться следы прежних травм. Для таких детей характерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может насторожить приемных родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен себя вести.Психологические механизмы реабилитации приемных детей осуществляются через формирование эмоциональной близости, коммуникативных связей, оптимального взаимодействия между членами семьи и усыновленным ребенком. В таких семьях вопросы, связанные с необходимостью формирования эмоциональной привязанности, преодолением ранее пережитых ребенком психических травм и укреплением его идентичности приобретают первоочередное значение. Трудности реабилитации детей, усыновленных сразу после рождения, связаны с тем, что на пре- и перинатальном этапах развития у них не было какой-либо связи с приемными родителями. В семье нередко сознательно или бессознательно исключается наличие у приемного ребенка эмоциональной связи с биологическими родителями. В подростковом возрасте такие дети нередко переживают состояния, вызванные актуализацией «признаков крови», приводящие к конфликтам с приемными родителями, разрушающие психологическую идентичность. Наблюдения за семьями с усыновленными детьми позволяют выявить блок проблем, связанных с так называемым «синдромом приемного ребенка», который проявляется в заниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении межличностных отношений со сверстниками, а также в интимно-личностных отношениях в зрелом возрасте.

Пути преодоления трудности: специалистами службы используются такие методики, как: тест Векслера, цветовой тест  Люшера, факторный  личностный опросник Кеттелла, тест акцентуации свойств темперамента, рисуночный тест Сильвера, метод «Семейное интервью», игровой практикум «Шаг навстречу», организационно-коммуникативная игра Особый ребенок», игры-инсценировки…

Помощь  замещающим семьям в преодолении проблем
взаимоотношений приемных детей со сверстниками, учителями.

      Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребенок отправляется в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Если усыновление российские семьи пока предпочитают не афишировать, то школьник, взятый в приемную семью или на патронат, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом – если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.  Проблемы возникают со стороны социального окружения – грубые или ошибочные комментарии, низкий социометрический статус в классе. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как и о чем именно.   У самого ребенка могут начаться проблемы в развитии идентичности, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения вербальные или невербальные сообщения о том, что его положение – в лучшем случае, «необычное».  Ключевыми фигурами, которые могли бы изменить положение дел в школе, являются классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. Однако на данный момент в ходе обучения в вузе будущие учителя не получают достаточно знаний о таких важных аспектах жизни детей как усыновлении и других формах семейного устройства. В результате используемая ими лексика, планы некоторых уроков, их собственные взгляды могут обижать детей, способствовать закреплению искаженных стереотипов и давать понять, что некоторые семьи (в данном случае – образованные узами биологического родства) «более нормальны», чем другие.   Учитель должен внимательно отнестись к тому факту, что некоторые задания могут оказаться сложными – эмоционально и/или в плане практического выполнения – для детей, живущих не с кровными родителями, а некоторые – полностью неподходящими, требующими радикального изменения с учетом жизненных реалий детей. Большинство приемных детей, независимо от специфики их жизненного опыта, говорят о том, что некоторые школьные задания бывают сложными для них, так как несоразмерно преувеличивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. В качестве примеров таких заданий можно перечислить:

  • «Генеалогическое древо»,
  • «Линия жизни»,
  • Автобиографические сочинения,
  • 8 марта, День Матери, День Семьи и др.,
  • Просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.),
  • Обсуждение семейной истории,
  • Уроки биологии, посвященные генетике и наследственности,
  • Уроки полового воспитания.

Подобные задания должны содержать в себе возможность выполнения их каким-то другим способом или замены другими по выбору. Отсутствие ранних детских фотографий – распространенная проблема среди усыновленных детей. У многих усыновленных детей очень мало какой-либо информации о раннем периоде их жизни. Оформление стенгазеты можно изменить, попросив детей принести свои фотографии, которые они считают удачными, которыми они хотели бы от души поделиться.

Пути преодоления трудности: часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь – отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.   Еще на занятиях по подготовке приемных родителей можно давать им специальные памятки, например:

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  1. СОТРУДНИЧАТЬ С УЧИТЕЛЯМИ!!! ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ
    ПОМОЧЬ СЕБЕ И РЕБЕНКУ. 

Пример: Катя (9 лет):

«Я ненавидела школу, потому что у меня ничего не получалось. Я и читала не как все. И чувствовала себя тупицей. Зачем даже пытаться, если и так понятно, чем все закончится? Теперь все по-другому. Меня усыновили. Мои родители сходили в школу… Я теперь пишу какие-то тесты, но учитель говорит, что они помогут моим новым родителям помочь мне. Ну, наконец-то кто-то помогает! Может, однажды окажется, что мы со школой совместимы».

7 ВОПРОСОВ К УЧИТЕЛЮ  НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ:

  1. Как идут дела у моего ребенка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)
  2. Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?
  3. Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям? Если нет, чем можно  ему помочь?
  4. Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы  знать?
  5. Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на  данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?
  6. По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к  ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что — с учителем?
  7. Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают  сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?

О ЧЕМ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С УЧИТЕЛЯМИ

Вам нужно обязательно поговорить с учителями о том, что:

  • пережили Ваши дети, и как это на них повлияло;
  • дети нуждаются в их педагогических умениях, мудрости, особом терпении и поддержке;
  • трудное поведение ребенка связано не с желанием поиздеваться над учителем, а с его особым неврологическим и/или гормональным состоянием, делающим его уязвимым для стресса. Приемные дети, чувствуя себя напуганными или провинившимися, демонстрируют чрезмерно бурные защитные реакции и часто не могут справиться со своими эмоциями, как это делает большинство детей их возраста. Им нужно помочь научиться регулировать свои эмоции и поведение, чтобы сосредоточиться на учебе;
  • необходимо быть очень внимательным к тому, что говорится в классе о семейном устройстве, необходимо, даже если приемных детей в нем нет. Во-первых, эта информация может касаться друзей, братьев или сестер, родителей учеников. Во-вторых, представления о различиях в   способах появления детей в семье — это элемент воспитания терпимости, ничем не отличающийся, например, от информации о равенстве всех людей независимо от них. Однако все вышесказанное не требует от учителя взять на себя дополнительную нагрузку в форме специальных тематических уроков. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении — это найти возможность включить информацию о семейном устройстве детей в материал обычных уроков.

ПРИНЦИПЫ
СОЗДАНИЯ В ШКОЛЕ ОБСТАНОВКИ, ДРУЖЕСТВЕННОЙ
К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ:

ПРИНЯТИЕ. Необходимо задавать тон принятия за счет спокойных вдумчивых комментариев (значит, «об этом можно говорить») и ответов на вопросы, которые возникают по поводу приема детей, замещающих родителей, приемных детей. Подобные ответы должны содержать четкое послание о том, что ПРИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ — НОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ, ПОЭТОМУ РЕБЕНОК МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО.   Учитель   должен подчеркивать, что     прием ребенка в семью (как и другие личные, интимные, внутрисемейные вопросы) лучше ОБСУЖДАТЬ БЕЗ ПЕРЕХОДА НА ЛИЧНОСТИ.

Примером может служить следующий диалог между учителем и третьеклассником:

     Ученик: — Анна Ивановна, а вы знали, что Наташка не родная. Ее   — взяли в семью из детского дома!

   Учитель: — Да, знала. Правда, здорово? Хорошо, что она сейчас живет в семье.

   Ученик: — А почему ее взяли в семью? Где ее настоящая мама?

   Учитель: — Мама, с которой живет Наташа, тоже вполне настоящая! Ты же видел, как она вчера забирала ее из школы. Иногда детям нужна новая семья, потому что их мамы и папы, которые дали им жизнь, не смогли заботиться о них. Это очень тяжелое время для кровной мамы. Но если уже нельзя ничего исправить, находятся люди, которые могут принять их детей в свою семью. Это и называется приемная семья. Как в случае с любым учебным материалом, важно давать детям точную информацию о приеме детей своевременно, в понятной им и интересной форме. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении — это поискать возможности включить информацию об этом в материал обычных уроков.   Можно рассказать о том, какую роль сыграло, например, усыновление в истории человечества, что в мире живет около двадцати миллионов людей, которые воспитывались в приемных семьях. Что с древних времен воспитание приемных детей было одним из способов создания семьи с детьми. Например, Моисей был усыновлен дочерью фараона.

Можно рассказывать детям об известных людях, которые были воспитаны приемными семьями в детстве. Можно пригласить в школу волонтера — приемного родителя, или человека, который сам был усыновлен в детстве — чтобы он рассказал о своем опыте и ответил на вопросы детей.

ПОМОЩЬ. Помощь учителя заключает в том, что он своим примером и правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его.

Например, Саша (11 лет) жалуется: «Ненавижу, когда ребята спрашивают меня, что произошло с моей настоящей мамой?» Учитель мог бы отреагировать следующим образом:

Одноклассник (Саше): — «Что стряслось с твоей настоящей мамой? Ты что, не нужен ей был?»

Учитель: — Что ты имеешь ввиду под «настоящей», Андрей? Саша живет с мамой -  она по-настоящему воспитывает его. А ты спрашиваешь о кровной маме. Наверное, она не могла заботиться о Саше по какой-то причине и хотела, чтобы он нашел любящую семью. Но это — личная информация, и Саша не обязан никому об этом рассказывать, если сам не захочет. Давайте на следующем классном часе обсудим границы нашего личного пространства — похоже, эта тема всех нас волнует».

Приемные дети нередко стесняются, что они приемные и отдаляются от одноклассников, «уходят в себя». Учителю необходимо способствовать включению этих детей во взаимодействие со сверстниками.

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

Приемные дети, как и их сверстники из семей всех типов, должны ВИДЕТЬ В УЧИТЕЛЕ ЗАЩИТНИКА, СПОСОБНОГО ПРЕДОТВРАТИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, когда видят, что школа всегда готова поддержать их. Приемные дети рассказывают о том, что их обижают высказывания следующего типа:

  • Обвинение самого ребенка:-  Да ты урод, вот мамаша от тебя и отказалась.
  • Исключение из группы.: — Да ты не настоящий русский, у тебя родители непонятно кто.
  • Использование идеи приема как причины проблем:- Смотрите, как тот парень разошелся. Неспроста он такой — готов спорить, его из приюта взяли.

Педагог должен быть готов вмешаться, обсудить проблему в кругу  или применить те же санкции, что положены для учеников, оскорбляющих товарищей по национальному, половому признаку или высмеивающих их личностные особенности.

Педагог должен научить родителей как помочь ребенку учиться, найти возможность заниматься с ребенком дополнительно. Дети, имевшие трудный старт в жизнь, — жившие в условиях учреждения, подвергавшиеся во внутриутробном возрасте воздействию алкоголя и наркотиков, испытавшие безразличное и жестокое обращение в кровных семьях, — могут страдать неврологическими или психологическими наруше-ниями, им свойственны задержки развития, а эти проблемы требуют своевременного вмешательства специалистов. Дети должны получать дополнительную помощь учителя.   Раздражение учителя или его попустительская идея «подождать, пока ребенок перерастет свои детские причуды» может снизить возможности ребенка.   

Помощь  замещающим семьям в преодолении проблем с выбором  образовательного профессионального маршрута приемных детей

      Нынешние выпускники испытывают очень большие трудности при устройстве на работу. Даже если  его определили учиться или подобрали подходящую работу, это не значит что он там надолго задержится – нет заинтересованности в труде, нет предрасположенности к профессии, зачастую нет основных навыков труда. Зачастую умения ребенка заключены в способности убрать со стола, застелить постель, вымыть посуду. При первой же неудаче с работой молодой человек может бросить все, прибиться к криминальной среде, потому что просто не знает, куда ему обращаться за помощью, как устроиться на работу, кому позвонить, да просто не умеет вести переговоры.  Аналогичные проблемы могут возникнуть и с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях. Приемные родители помогают пережить трудности профориентационной адаптации: приемные родители делятся с ребятами своими мыслями, переживаниями, жизненным опытом, их пример оседает в детской памяти и в нужный момент становится востребованным. На старшей ступени обучения в школе перед подростком встает задача определить те только профиль будущей профессии, но и дальнейшее  совершенствование в этой выбранной профессии.
Пути преодоления трудности: работая с замещающей семьей и подростком, наши специалисты знакомят их с несколькими вариантами профессионального развития. При этом используя пошаговое планирование профессионального определения. Например: Дашу, 14 лет, психолог знакомит, как стать заведующей детским садом? Совместно составляется пошаговое достижение цели, ребенком ведется дневник и ежедневно детально записываются достижения (воспитатель, методист, заведующая детским садом). Также с подростками проводятся анкеты «профессиональное  самоопределение». Решаются ситуации и ситуативные пробы «Мой выбор», «Что для меня нужнее?»; специалисты службы, совместно с  замещающими родителями разрабатывают маршрут педагогического сопровождения «Построение жизненного плана».

Пример: Данный маршрут сопровождения был выбран для Веры К., потому что на начало года выявились проблемы и трудности социальной и профессиональной адаптации девушки, проявились признаки разочарования в получаемой профессии, начались пропуски и опоздания на уроки, она недостаточно ответственно относилась к прохождению профессиональной практики. У девушки были неопределенные жизненные планы, нереальное видение жизненной перспективы, низкий уровень целеустремленности, ответственности и правовой культуры.

Пример тематического плана занятий: Тема: «Ближняя и дальняя перспектива». Цель занятия- выяснение личного плана на построение жизненных планов. Форма работы собеседование и упражнение «Карта цели»; Тема: «Жизненный сценарий принц и лягушка». Цель занятия – формирование умения составлять цепочку ближайших и отдаленных профессиональных целей. Форма работы: упражнения «Достижение целей», «Планирование будущего». Составление личного профессионального плана.

Служба психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, созданная  на базе нашего учреждения делает  только первые шаги, о результатах деятельности еще рано говорить, но основные пути работы уже определены: риски возвратов детей из замещающих семей можно предотвратить и минимализировать только благодаря постоянному  сопровождению команды специалистов, способной  своевременно оказать помощь, поддержку, дать совет, предостеречь, проконсультировать о возрастных особенностях развития ребенка, а при необходимости решить назревающий конфликт на начальной стадии.