ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ (из опыта работы).

(из опыта работы).

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

ОРГАНИЗАЦИЯ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Государственного казенного оздоровительного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 31″ города — курорта Кисловодска

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1. Прикладные аспекты организации приемной семьи.
1.1. Проблема профессиональной регламентации деятельности приемного родителя.
1.2. Проблема отбора кандидатов в приемные родители.
1.3. Подбор семьи для ребенка.

2. Сопровождение приемной семьи.

3. Повышение профессиональной квалификации приемных родителей.

Заключение.
Литература.
Приложения

 

 

Введение.

В последние годы государственная политика направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. Сейчас активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья). Наибольшее распространение получила такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как приемная семья.

Данная тенденция обусловлена рядом причин:

во-первых, материальное содержание детских домов обходится государству гораздо дороже, нежели приемной семьи;

во-вторых, как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем;

в-третьих, решается проблема занятости населения, особенно на периферии республики, где проблема безработицы выражена более остро, чем в крупных городах.

Поэтому актуальной становятся проблемы правильной организации и сопровождения приемной семьи, профессионализации приемного родителя. От того, насколько успешно будут решены эти проблемы, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании. Надо отметить, что главным условием эффективного решения вышеуказанных проблем выступает системное взаимодействие всех заинтересованных ведомств и учреждений с обязательным анализом накопленного практического опыта на местах, в частности деятельности Службы психолого – педагогического сопровождения замещающих семей ( далее ССЗМ) по организации и сопровождению приемной семьи.

Таким образом, комплексная программа организации и сопровождения приемной семьи составлена исходя из опыта работы специалистов ССЗМ города-курорта Кисловодска, а также анализа работы других учреждений подобного типа.

Основная цель: Создание последовательного алгоритма по организации и функционированию приемной семьи, как эффективного института социализации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи :

а) Определение критериев эффективности организации приемной семьи; выделение ее основных этапов;

б) Создание действенной системы сопровождения приемной семьи для своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней.

в) Определение механизмов повышения профессиональной компетенции приемного родителя.

1.Прикладные аспекты организации приемной семьи.

1.1. Проблема профессиональной регламентации деятельности приемного родителя.

Важным моментом в организации приемной семьи является регламентация профессиональной деятельности приемного родителя. К сожалению такого рода регламентации пока еще не разработаны в необходимом объеме так, как это имеет место в других профессиях. Ввиду этого мною была предпринята попытка создания основных ее положений.

Данная регламентация преследует следующие основные цели:
-определение основных функций приемного родителя, его должностных обязанностей, меры ответственности за их невыполнение, которые являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности по воспитанию приемного ребенка;

- выработка критериев, согласно которым происходит оценка деятельности приемного родителя, как со стороны проверяющих органов, так и со стороны самого родителя.

Создание такой регламентации имеет серьезное психологическое значение. Она позволяет приемному родителю,

во-первых, предельно четко очертить поле своей профессиональной деятельности;

во-вторых, структурировать ее сообразно выдвигаемым требованиям воспитания приемного ребенка;

в-третьих, иметь возможность постоянной профессиональной рефлексии.

К сожалению, опыт показывает, что существующие регламентации, как правило, малоинформативны, либо не отражают в полном объеме профессиональные требования к работе приемного родителя.

Как показывает практика, подавляющее большинство приемных родителей даже не видели свою должностную инструкцию, не знакомы с основными правилами организации жизни приемного ребенка в семье и т.п. Очевидно, что, не имея такой регламентационной базы своей профессиональной деятельности, приемный родитель будет пребывать в определенной растерянности, особенно, при встрече с проверяющими его работу.

Например, посещение приемных семей по месту проживания позволило выявить ряд недоработок, связанных с организацией жизненного пространства приемного ребенка в семье. На замечания приемным родителям со стороны комиссии, зачастую можно было услышать ответы типа: «мы всегда так жили» либо «у нас все так живут» и т.п.

Приведенные ответы характеризуют скорее не безответственное отношение приемного родителя к своей работе, а общий культурно-образовательный уровень, отсутствие единых, четко определенных требований к их деятельности со стороны соответствующих служб.

Поэтому такая организация проживания ребенка в приемной семье должна носить инструктивный характер и входить в обязательное ознакомление кандидатов в приемные родители при их подготовке к новой профессиональной деятельности.

В качестве примера, не претендующего на всеохватность решения этой проблемы, но учитывающего практический опыт работы с приемными семьями приводятся следующие документы «Должностная инструкция приемного родителя» и «Инструкция по организации жизненного пространства приемного ребенка» (см. приложение 1 и 2). Здесь надо отметить, что данные документы разработаны , исходя из практического опыта работы по созданию и сопровождению приемных семей города-курорта Кисловодска.. Данные документы учитывают социально-экономические, психологические и культурные аспекты создания и функционирования приемной семьи, позволяют приблизиться к некому единому профессиональному стандарту в деятельности приемного родителя, дают возможность для формирования более четкой профессиональной идентичности приемного родителя.

Таким образом, основой для организации и функционирования приемной семьи, является четкая, детальная регламентация профессиональной деятельности приемного родителя, которая позволит, во-первых, контролировать должным образом его работу в данном качестве (как это и происходит во всех традиционных профессиях), во-вторых, поможет самому приемному родителю организовывать свою профессиональную деятельность сообразно предъявляемым требованиям.

1.2.Проблема отбора кандидатов в приемные родители.

Другим немаловажным моментом организации приемной семьи выступает процесс психологического отбора кандидатов на роль приемного родителя. Очевидно, что правильно проведенный отбор служит фундаментом для дальнейшего успешного функционирования приемной семьи.

Методическим основанием такого отбора в настоящее время служит предложенная А.А.Аладьиным и Е.М. Амелишко «Методика психодиагностического обследования кандидатов в усыновители и приемных родителей»[1]. Как, показывает опыт работы, все кандидаты в приемные родители, прошедшие обследование с использованием данной методики являются годными к исполнению своей будущей роли. Практическое наблюдение за этими приемными семьями в последующем показало несостоятельность выводов сделанных по отношению к некоторым из них на основании предложенной методики. Кроме того, данная методика не учитывает социокультурной специфики кандидатов в приемные родители, их морально-нравственные качества, что является наиболее важным критерием отбора на такую профессию.

Поэтому, для компенсации этого недостатка была разработана экспресс анкета (см. приложение <3.). Анкета позволяет выявить общий социокультурный уровень кандидатов в приемные родители, отношения в его семье, мотивацию создания приемной семьи, и т.п.

Однако и эта информация является не достаточной для полного удостоверения в психологическом соответствии кандидата будущей роли приемного родителя. Наиболее информативным в этом отношении можно считать грамотно проведенное социально-психологическое расследование, которое подразумевает сбор информации педагогом социальным, педагогом-психологом, специалистом органа опеки и попечительства о ближайшем социальном окружении кандидата, специфике его взаимодействия в своей семье, с другими людьми, на работе. Эта информация позволит составить социально-психологический портрет кандидата, исходя не только из его субъективного восприятия во время коротких встреч и собеседования у определенных специалистов, но и из длительного наблюдения со стороны других незаинтересованных лиц.

Таким образом, психологический отбор должен осуществляться в тесном сотрудничестве различных специалистов. Центральное место в таком

отборе должно занимать социально-психологическое расследование.
Собственный опыт показывает: для большей уверенности в готовности кандидата в приемные родители к исполнению родительской роли по отношению к чужому ребенку, психологическое заключение необходимо выносить только после прохождения кандидатом всего цикла обучения. В ходе обучения, которое должно проводиться в виде тренинговых занятий, создаются условия для проявления личностных качеств кандидатов в приемные родители, которое может стать серьезным аргументом в пользу определенного кандидата.
Обучение кандидатов в приемные родители проводятся по программам, рекомендованным Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края. Однако применение указанных программ требует, во-первых, навыков работы с группой; во-вторых, глубоких знаний в области практической психологии, социальной, психологии, психологии личности и развития и т.п.; в-третьих, знание специфики профессиональной деятельности приемного родителя. Именно профессиональная специфика должна лежать в основе структурирования и содержания обучающих занятий. Поэтому кандидаты в приемные родители должны быть ознакомлены с профессиональными особенностями своей будущей деятельности, которые могут быть выражены в своеобразном профессиональном кодексе приемного родителя (см. приложение 4.).

Соблюдение положений приведенного кодекса со стороны приемных родителей гарантирует выполнение не только основанных на нем дисциплинарных правил, но и важных профессиональных требований. К сожалению, рекомендованные программы учитывают данное положение не в полном объеме. Поэтому одной из основных целей обучающих занятий должно быть формирование профессиональной идентичности приемного родителя, что не возможно без четкой разработки регламентационной базы его деятельности (см.выше).

Таким образом, подготовка кандидатов в приемные родители должна осуществляться высококвалифицированными специалистами, имеющими навыки групповой работы, хорошо знающими профессиональные особенности деятельности приемного родителя.

Подводя итоги сказанному, можно заключить, что для правильной организации приемной семьи, где приемный родитель выступает в качестве профессионала своего дела необходимо:
1. Разработать единую регламентационную базу профессиональной деятельности приемного родителя, в которую обязательно должны включаться: должностная инструкция, инструкция по организации жизненного пространства приемного ребенка, перечень профессиональных требований и т.п.
2.Окончательное заключение о готовности выполнять родительские функции по отношению к приемному ребенку, выносить после тщательно проведенного социально- психологического расследования, психологической диагностики и обучения кандидатов в приемные родители.
3.Главной целью обучения кандидатов в приемные родители должно являться формирование их профессиональной идентичности и компетентности. Проводить такие занятия должен специально подготовленный тренер.

Все вышеуказанное является выводимым из опыта работы специалистов ССЗС по работе с приемными семьями и используется в полном объеме для оптимизации работы института приемной семьи в городе и районе.

1.3. Подбор семьи для ребенка.

После того как осуществлены диагностика и подготовка кандидатов в приемные родители к будущей профессиональной роли данные кандидаты заносятся в банк с краткой аннотацией их пожеланий в отношении ребенка (пол, возраст, особенности темперамента) и результатов их психологической диагностики.

При возникновении необходимости устройства того или иного ребенка,

специалистами ССЗС производится анализ психологических особенностей ребенка, его пожеланий, что соотносится с информацией в банке (подбираются наиболее подходящие кандидаты в приемные родители для конкретного ребенка).

В ходе первичного знакомства кандидатов с ребенком, которое осуществляется в присутствии педагога-психолога либо педагога социального и воспитателя приюта ССЗС выясняются моменты взаимной аттрактивности кандидатов и ребенка, определяется первый срок нахождения ребенка в семье кандидата с целью первичной адаптации.

Кандидат в приемные родители получает исчерпывающую информацию о поведении, здоровье, психологических особенностях ребенка, даются общие рекомендации по взаимодействию с ним.

Серьезным аспектом в подборе семьи является первичная адаптация, которую ребенок проходит после вышеуказанных мероприятий. Необходимо чтобы ребенок пробыл в семье в общей сложности не менее 2-х недель, для более глубокого изучения динамики взаимоотношений между ним и членами приемной семьи, с целью составления определенного прогноза на будущее.

Определение первичной адаптации ребенка в семье осуществляется педагогом-психологом СПЦ. Используются данные беседы с приемным ребенком и кандидатом в приемные родители, диагностические методы, наблюдение за изменениями в поведении ребенка после нахождения в семье. Эта информация заносится в карту «первичной адаптации» (см. приложение 5.).

После всех названных процедур принимается окончательное решение о помещении ребенка в определенную приемную семью. Эта информация незамедлительно сообщается органам опеки и попечительства для скорейшей подготовки пакета документов по открытию приемной семьи.

Перед устройством ребенок обязательно информируется о том, куда и к кому он может обратиться, в случае если приемные родители не должным образом исполняют свои профессиональные обязанности, что проявляется в оскорблениях, нарочитом, негативном выделении ребенка на фоне собственных детей, физических наказаниях, в уничижительном сравнении его со сверстниками, постоянном психологическом давлении на ребенка с целью подчинить своей воле, непосильном занятии физическим трудом и т.п.

2. Сопровождение приемной семьи.

Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора на передачу им ребенка (детей) на воспитание и трудового договора.
Для более эффективного контроля и учета проделанной работы в рамках сопровождения приемной семьи используется программа, разработанная в Краевом психологическом центре. Программа позволяет держать на контроле семьи, особо нуждающиеся в поддержке со стороны специалистов, а также отслеживать динамику развития той или иной семьи. В приложении 6а представлен пример заполнения электронной карточки приемной семьи, а также информация по сопровождению данной семьи (приложение ).

Социально-психологическое сопровождение включает следующие основные моменты:

1. Планирование и осуществление работы по оказанию социально-психологической, методической и педагогической помощи приемной семье и детям в приемных семьях.

2. Посещение приемными родителями и детьми специалистов СЗСС согласно спланированному графику.

В ходе такого посещения выясняется динамика развития отношений в приемной семье, анализируется опыт воспитательных воздействий на ребенка, даются первичные рекомендации в случае назревания конфликтных ситуаций. Обязательным является напоминание приемному родителю о том, что он профессионал и должен поступать согласно разработанным для него регламентирующим документам (см.приложения ). Такое посещение осуществляется не реже 2-х раз в месяц в течение полугода.
3. Систематическое посещение работниками ССЗС приемных семей; анализ работы приемных родителей согласно их должностной инструкции и других документов регламентирующих взаимоотношения в приемной семье. На основании данных полученных в ходе такого посещения составляется акт (см. приложение 7).
4. Организация взаимодействия приемной семьи с биологическими родителями.

В соответствии с Положением о приемной семье, приемные родители не должны препятствовать встрече детей с биологическими родителями. В каждом конкретном случае, инспектором по охране детства, рассматривается вопрос об организации таких встреч и дается специальное разрешение. Как правило, такие встречи происходят в социально-педагогическом центре при участии социального педагога или педагога-психолога. Встречи могут быть запрещены, если подобные свидания отрицательно сказываются на детях.
5. Выработка у приемных родителей определенной позиции по отношению к факту расставания.

Одной из основных особенностей приемной семьи является то, что рано или поздно родителям придется расстаться с приемным ребенком и отпустить его в самостоятельную жизнь, или обратно в родную семью. Момент расставания откладывает очень большой отпечаток на психику и ребенка, и приемных родителей. Поэтому, очень важно подготовить и ребенка, и родителей к расставанию.

В заключение главы 2 программы, следует отметить, что эффективность взаимодействия специалистов ССЗС и приемных семей в рамках сопровождения во многом обуславливается проведенной ранее подготовкой кандидатов в приемные родители, уровнем сформированности профессиональной идентичности, которая выражается в следовании инструктивным документам, профессиональной ответственности, уровне психологической подготовки и самообразования.

3.Повышение профессиональной квалификации приемных родителей.

Любая профессиональная деятельность, в том числе деятельность приемного родителя требует постоянного обращения к новым наработкам в профессиональной области, то есть повышению уровня профессиональной квалификации. Ввиду этого необходимо создание системы по повышению профессиональной компетенции приемных родителей.

Необходимо указать два основных аспекта, связанных с таким профессиональным развитием.

Первый аспект затрагивает проблемы, отражающие регламентационные вопросы деятельности приемного родителя, вопросы оплаты труда, организационные и правовые вопросы. Эта часть в большей степени выражена в работе органов опеки и попечительства.

Другой аспект отражает вопросы психологической подготовки и образования приемных родителей. Эта часть выражена в работе специалистов центра.

Поскольку настоящая работа отражает деятельность специалистов обратимся к раскрытию их роли в повышении профессиональной квалификации приемных родителей.

Первое на что хотелось бы обратить внимание, это организация групповых занятий в форме тренингов, подобных тем, которые проводились с приемными родителями на обучающем этапе. Данные занятия должны быть посвящены решению наиболее актуальных конфликтных ситуаций возникающих в приемной семье.

Ввиду того, что на территории города-курорта Кисловодска и Предгорного района на момент написания программы функционировало 15 приемных семей, в которых воспитывается 17 детей, при чем большинство приемных семей проживают достаточно далеко от Службы, возникают проблемы в организации дополнительных занятий для приемных родителей с целью повышения уровня их психологических знаний, знаний в области детской психологии, педагогике.

Поэтому одним из выходов явилось создание микрогрупп, состав которых аналогичен группам подготовки кандидатов в приемные родители. Это объясняется следующим:
-участники групп уже достаточно близко знакомы, поэтому в такой микрогруппе сформирован высокий уровень доверия друг к другу;
-общность профессиональной деятельности делает интерес друг другу еще большим, что позволяет на анализе работы других приемных родителей вносить коррективы в собственную деятельность;

-формируется профессиональная идентичность и уважение к своей профессии в ходе регулярного взаимодействиями с коллегами;

-сформирован стереотип посещения ССЗС и опыт групповой работы.

Данные микрогруппы собираются раз в квартал. Цель занятия определяется в ходе работы группы.

Другим выходом является индивидуальное консультирование приемных родителей и оказание им методической помощи в ходе плановых посещений в рамках социально-психологического сопровождения приемной семьи.

Все новые методические наработки в распечатанном виде предоставляются с подробным пояснением приемным родителям. В ходе такого взаимодействия происходит стимулирование приемных родителей на самообразование, рекомендуются литературные источники, Интернет источники по проблемам обучения и воспитания детей в приемной семье, решения конфликтных ситуаций, способам саморегуляции и т.п.
Необходимо отметить, что в реальности наиболее применяемым способом является второй.

Таким образом, необходимо отметить, что повышение профессиональной компетенции приемного родителя, является комплексной задачей заинтересованных органов и ведомств и должна решаться на уровне отделов образования.
Что касается непосредственных проблем социально-психологического характера профессиональной деятельности приемных родителей в контексте повышения их профессионализации, то они могут и должны решаться специалистами ССЗС.

Заключение.
Вышеизложенный материал, таким образом, позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Базой успешного функционирования приемной семьи является правильный подбор и подготовка кандидатов в приемные родители. Это невозможно без тщательно проведенного социально-психологического расследования при отборе кандидатов в приемные родители, разработки соответствующей регламентационной базы их профессиональной деятельности, а также формирования профессиональной идентичности приемного родителя.

2. Создание системной работы по сопровождению приемных семей является обязательным условием предупреждения конфликтных ситуаций в них, а также объективного удостоверения в должной организации проживания приемного ребенка в семье. Однако эффективность сопровождения (качество взаимодействия специалистов и приемных родителей) в полной мере определяется этапом подбора и обучения кандидатов в приемные родители.

3. Повышение профессиональной квалификации приемного родителя способствуя более глубокому его проникновению в предмет профессиональной деятельности выступает гарантом высокого уровня его деятельности, обеспечивает правовую защиту, формирует профессиональную идентичность. Роль специалистов ССЗС в этом отношении связана с организацией регулярных специальных встреч с приемными родителями в контексте решения непосредственных проблем социально-психологического характера.

Литература:

1. Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Методика психодиагностического обследования кандидатов в усыновители и приемные родители. Минск, 2000.

2. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденков, Г.А. Фоменок.

Приложение 1.

Должностная инструкция приемного родителя (примерный вариант)*.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.Приемным родителем назначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, материально-экономическому, социальному положению, а также прошедших специальный психологический отбор и подготовку по программам воспитания приемного ребенка рекомендованным Министерством образования и молодёжной политики Ставропольского края .
1.2.Приемный родитель является работником отдела образования и подчиняется непосредственно органам опеки и попечительства.
1.3.Приемный родитель в своей работе руководствуется международными и краевыми нормативными актами, относящимися к правам ребенка, настоящей инструкцией и другими документами регламентирующими его профессиональную деятельность.

2. ФУНКЦИИ.

Основными функциями деятельности приемного родителя являются:
2.1.Организация жизненного пространства ребенка согласно соответствующей инструкции.
2.2.Активное участие в организации и контроле учебно-воспитательного процесса во время пребывания приемного ребенка в семье.
2.3.Проведение работы совместно с другими специалистами по нивелированию негативных последствий и психотравм, пережитых приемным ребенком.
2.4.Осуществление деятельности, направленной на повышение социальной адаптации и социализации приемного ребенка.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.

3.1.Приемный родитель обязан осуществлять свою деятельность, не нарушая права и интересы приемного ребенка.
3.2.Приемный родитель обязан заботиться о физическом и психологическом здоровье личности приемного ребенка, участвовать в создании для него развивающей, психологически комфортной среды.
3.3.Запрещается унижать человеческое достоинство приемного ребенка, что проявляется в оскорблениях, нарочитом, негативном выделении ребенка на фоне собственных детей, физических наказаниях, в уничижительном сравнении его со сверстниками, постоянном психологическом давлении на ребенка с целью подчинить своей воле, непосильном занятии физическим трудом и т.п.
3.4.Приемный родитель обязан посещать органы опеки и попечительства, а также специалистов, осуществляющих социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи по первому их требованию.
3.5. Приемный родитель обязан следовать инструкциям специалистов, осуществляющих социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи, а также рекомендациям со стороны органов опеки и попечительства.
3.6. Приемный родитель обязан уведомлять органы опеки и попечительства о ставших ему известными фактах связанных с нарушением прав ребенка в других приемных семьях.
3.7.Приемный родитель обязан отчитываться перед органами опеки и попечительства за денежные средства, выделенные на содержание ребенка, отвечать за правильность ведения документации, осуществлять учет результатов работы в соответствии с установленными формами (дневник приемного родителя).
3.8.В экстренных случаях приемный родитель обязан принять на воспитание еще одного ребенка по рекомендации органов опеки и попечительства, если жилищные условия разрешают это.
3.9.Приемный родитель обязан участвовать во всех заседаниях, мероприятиях посвященных деятельности приемной семьи, проводимых работниками опеки.
3.10.Приемный родитель обязан проводить методическую работу, включающую изучение и накопление информации по функционированию приемной семьи.
3.11.Приемный родитель должен знать законодательство РФ и Ставропольского края в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.12. Приемный родитель обязан заблаговременно (не позднее 2-х месяцев до увольнения) предупредить органы опеки и попечительства о своем намерении отказаться от работы в качестве приемного родителя.

4. ПРАВА.

4.1. Приемный родитель имеет право, на подбор приемного ребенка исходя из собственных симпатий, а также объективных факторов (психологическая совместимость, разница в возрасте между родным и приемным ребенком, состав семьи и т.п.).

4.2. На защиту от необоснованных вмешательств в свою профессиональную деятельность со стороны окружающих

4.3. От собственного лица выступать в качестве защитника приемного ребенка в суде, в школе и других инстанциях.

4.4. Вносить предложения по улучшению функционирования института приемной семьи.

5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)

По предложению органов опеки и попечительства приемный родитель осуществляет воспитание приемных детей, находящихся в другой приемной семье, если его коллега уходит в отпуск.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Приемный родитель несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, перечисленных в данной инструкции.

Приложение 2.

Инструкция по организации жизненного пространства ребенка в приемной семье.

1.Приемный ребенок должен иметь отдельное место для сна, занятий, игр, место для хранения личных вещей и школьных принадлежностей.
2. Приемный родитель не имеет права пользоваться без разрешения личными вещами ребенка либо отбирать их у него, кроме случаев, когда эти вещи представляют опасность для жизни и здоровья ребенка.
3. Помещение, в котором проживает приемный ребенок, должно соответствовать санитарно — гигиеническим нормам (иметь необходимый уровень освещения, влажности, температурного режима, содержаться в чистоте и порядке).
4. Не допускается проживание ребенка в тесных, захламленных, непроветриваемых помещениях, не имеющих окон либо не освещенных должным образом, а также помещениях, являющихся проходными.
5. Приемный ребенок может свободно перемещаться по всему жилому строению.
6. Не допускается нахождение предметов, представляющих повышенную опасность (испорченные электроприборы и электроустройства, лекарственные препараты, химические вещества, инструменты, детали с острыми углами и т.п.) в месте проживания приемного ребенка.
7. Не допускается совместное проживание в одной комнате разнополых детей, особенно в подростковом возрасте.
8. Для занятий уроками, приемный ребенок должен иметь письменный стол с настольной электролампой и другие необходимые письменно -канцелярские принадлежности.
9. Приемный ребенок имеет право приглашать в гости своих друзей, если его поведение и поведение его друзей соответствуют общепринятым нормам поведения.
10. Запрещается привлекать приемного ребенка для выполнения трудовой деятельности, связанной с тяжелыми физическими нагрузками
11. Необходимо регламентировать круг обязанностей по дому, которые приемный ребенок должен выполнять ежедневно (уборка постели, уборка своей комнаты, помощь в хозяйстве, и т.д.
12. Приемный ребенок должен быть ознакомлен с организацией жизни в данной семье, знать что можно, а что нельзя.
13. Приемный ребенок должен иметь свободный доступ к продуктам питания, средствам массовой информации, телефону.
14. В качестве наказания не допускается ухудшение условий проживания ребенка.
15. Не допускается такая организация проживания ребенка в приемной семье, которая соответствует более низкому уровню, нежели организация жизни собственных детей.

Приложение 3. Экспресс — анкета «Дополнительные сведения о кандидатах в приемные родители»*.
Дата собеседования: «___»_________201_ г. Семья:________________________________

 

 

I. Сведения о родителях мужа
Отец Мать
Профессия Место
работы
Отношения Семейная роль Профессия Место работы Отношения Семейная роль
               
II.СВЕДЕНИЯ О БРАТЬЯХ И СЕСТРАХ МУЖА
Братья Сестры
Профессия Место работы Отношения Семейное положение Профессия Место работы Отношения Семейное положение
               
               
               
III.СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ЖЕНЫ
Отец Мать
Профессия Место работы Отношения Семейная роль Профессия Место работы Отношения Семейная роль
               
IV.СВЕДЕНИЯ О БРАТЬЯХ И СЕТРАХ ЖЕНЫ
Братья Сестры
Профессия Место работы Отношения Семейное положение Профессия Место работы Отношения Семейное положение
               
               
V. Преобладающие мотивы
Трудоустройство Решение материальных проблем Нежелание одиночества Помощь в хозяйстве Компаньон собственному ребенку Желание
иметь
ребенка
Желание помочь ребенку Другой
               
VI. Предпочтения
мальчик девочка
3_5 5_7 7_9 9 и страше 3_5 5_7 7_9 9 и страше
VII. Отношение собственных детей к решению о создании приемной семьи
Полностью поддерживают Безразличны Тема не обсуждалась Против Не определились
VIII.Наличие родственников с психическими расстройствами и злоупотребляющих алкоголем
Со стороны мужа Диагноз   Со стороны жены Диагноз  
IX.Наличие родственников, имеющих судимость (статья)
Со стороны мужа     Со стороны жены    
 

Приложение 4.

Профессиональный кодекс приемного родителя.

Основные положения
1 Приемный родитель – это профессия и поэтому в своей деятельности приемный родитель должен следовать, прежде всего, ее требованиям, отраженным в специальных инструкциях и положениях, в том числе в настоящем кодексе.
2 Приемный родитель должен рассматривать благополучие воспитываемого ребенка, как первостепенный профессиональный долг и помнить, что ребенок не средство, а цель его профессиональной деятельности.
3 Приемный родитель должен действовать так, чтобы предупреждать возможности негуманного или дискриминационного отношения к личности приемного ребенка со стороны его окружения.
4 Приемный родитель должен хорошо знать и ответственно выполнять свои профессиональные функции и обязанности, требовать информировать о любых изменениях, касающихся регламентации его профессиональной деятельности у соответствующих органов.
5 Приемный родитель должен постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.
6 Приемный родитель не должен требовать благодарности, уважения, а тем более любви со стороны приемного ребенка. Он может их лишь заслужить в процессе выполняемой работы.
7 Приемный родитель не должен требовать называть себя «мамой» или «папой», а только разрешить это делать по желанию ребенка с обязательным информированием последнего о том, что у него уже есть родные папа и мама.
8 Приемный родитель не должен препятствовать встречам приемного ребенка со своими родственниками, если они не оказывают негативного влияния на его поведение.
9 Приемный родитель должен соблюдать морально-нравственные и этические нормы, демонстрировать поведение, не компрометирующее его профессию.
10 Приемный родитель может и должен использовать проверенные методы воспитания, исключающие унижение и физическое наказание приемного ребенка.
11 Приемный родитель не должен оправдывать собственную некомпетентность, личностными особенностями ребенка, а своевременно обращаться за помощью к соответствующим специалистам.
12 Приемный родитель должен активно привлекать ребенка к семейным традициям, устоям и ценностям, как основному условию социального благополучия государства.
13 Приемный родитель должен сообщать достоверную информацию о положении дел в его семье соответствующим проверяющим и контролирующим органам, а также специалистам, ведущим сопровождение приемной семьи.
14 Приемный родитель должен принимать соответствующие меры для предупреждения, разоблачения и исправления неэтичного и не профессионального поведения коллег.
15 Приемный родитель должен быть готовым защитить и помочь коллеге, встретившемуся с несправедливым отношением окружающих, с проблемами в профессиональной деятельности.

Приложение 5.
КАРТА ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ*

Ф.И.О. ребенка __________________________; возраст______
Ф.И.О. приемных родителей _____________________________________________
Период адаптации: с_______по_______20___г.

1.Интерпретация ребенком своего пребывания в семье ____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.Интерпретация родителей отношений сложившихся с ребенком за период адаптации
а) позитивные аспекты коммуникации_____________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

б) негативные аспекты коммуникации_____________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Оценка психолога ___________________________________________________
_________________________________________________________________

Период адаптации: с_______по_______20___г.

1.Интерпретация ребенком своего пребывания в семье_____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.Интерпретация родителей отношений сложившихся с ребенком за период адаптации
а) позитивные аспекты коммуникации_____________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

б) негативные аспекты коммуникации_____________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Оценка психолога____________________________________________________
_________________________________________________________________

Приложение 6 а. Электронная карточка приемной семьи.

Приложение 6 б. Электронное дополнение к карточке приемной семьи.

1.Муж например
а) (Ф.И.О., дата рождения): Иванов Анатолий Васильевич, 1955 г.р.
б) образование: среднее
в) место работы, профессия: строитель, Россия.

2.Жена. например
а) (Ф.И.О., дата рождения): Иванова Марина Анатольевна, 1966
б) образование: среднее
в) место работы, профессия: центр занятости (без работная)
3.Собственные дети (пол, возраст): ж-1987 г.р., м -1993 г.р.

4.Адрес проживания; телефоны: д. Глиняная слобода, ул. Новая 6.. Тел.: 73832, моб.: 1183697.
5.Жилищные условия: свой дом, жил пл.: около 80 кв.м.

6. Предпочтения: мальчик 6-7 лет.

7. Данные о приемном ребенке:

а) Ф.И.О. , возраст:
б) дата помещения в приемную семью:
в) место обучения, воспитания:

а) Ф.И.О. , возраст:
б) дата помещения в приемную семью:
в) место обучения, воспитания:

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ.

(пример)

Дата .-Ребенок прошел длительную адаптациию в данной приемной семье, благодаря чему между всеми членами установились близкие и доверительные отношения. ребенок не имеет отклонений психологического характера ни в когнитивной ни в эмоциональной сферах, поведение мальчика хорошее. Каких-либо жалоб со стороны приемных родителей не поступало.(см. Харакетристику);
(см. здесь).
Разрешено уведомление о состоянии ребенка в приемной семье осуществлять в устной форме по телефону. Сам мальчик имеет телефоны Центра и органов опеки и попечительства и знает к кому можно обратиться в случае необходимости.

Дата.- Знакомство приемной семьи с ребенком,
Оформление ребенка на адаптацию в семью (на выходные). Приемные родители уведомлены о психологических особенностях ребенка.

Дата -Беседа с приемным родителем о поведении мальчика во время адаптации в семье. Выяснилось, что проблем в поведении мальчика не выявлено.

Дата. – Заявлена проблема навязчивого сексуального поведения ребенка , проявляющего в соблазнении своего приемного брата.
Рекомендовано: углубленная диагностика ребенка у психолога ССЗС, регламентирование свободного время нахождения, беседы на тему о не допустимости такого поведения.

Дата - Помещение ребенка на постоянное местопребывание в приемную семью.

Дата.- Определение динамики развития отношений в приемной семье, в связи с нахождением там ребенка.
Наблюдается положительная динамика включения мальчика в данную приемную семью. Ребенок становится более послушным, невилируется его агрессивное поведение.
Консультироание приемных родителей о правильной организации встречи ребенка с родственниками. Предложено организовать первую встречу с бабушкой роебенка на базе центра , в бесед с ней регламентировать правила встречи с ребенком, определить условия при выполнении которых со стороны родственников данные встречи могут быть разрешены со стороны приемных родителей.

Дата.-Сопровождение приемной семьи (определение динамики развития отношений в семье ……..). В ходе беседы с приемным родителем и приемными детьми наблюдения за их общением, было выяснено, что трудности, связанные с включением ребенка в семью ( миновали либо имеются нарушения). Ребенок адаптировался (не адаптировался) к своему новому положению. Прекратились замечания и со стороны воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Дети так же довольны (не довольны) своим пребыванием в данной семье.( Либо констатируется другое заключение комиссии соответствующее реальным фактам нахождения ребенка в семье)

Приложение 7

АКТ
ПОСЕЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РАМКАХ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ*

Дата посещения: «____»_________20____г.

Ф.И.О. приемного родителя: ______________________
Ф.И.О. ребенка: ____________________________________________________
Адрес проживания: __________________________________________________

В ходе посещения данной приемной семьи было выяснено следующее:
1. Материально-бытовые условия:_____________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Жизненное пространство приемного ребенка в семье: _______________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Интерпретация ребенком своего пребывания в семье: _______________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Интерпретация родителей отношений сложившихся с ребенком за период нахождения в семье: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Объективные показатели психолого-педагогической работы с ребенком: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Просьбы, предложения, замечания со стороны ребенка: _____________
_________________________________________________________________
7. Просьбы, предложения, замечания со стороны приемных родителей: __
_________________________________________________________________

9. Заключение: __________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

______________ ___________________
______________ ___________________
______________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)

 Начало формы

 

При каких условиях вы создали бы приемную семью?

Ни при каких

Если бы не было другой работы

Если бы понадобилась помощь детям близких или родных

На пенсии

Это мое призвание

При более высокой оплате труда

Я -приемный родитель и не жалею об этом

При условии привязанности к конкретному ребенку

 

Конец формы