Алгоритм индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающих семей

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

Государственное казенное оздоровительное о бразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 31″ города — курорта Кисловодска

Алгоритм индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающих семей

Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи.

Цель сопровождения:помочь замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье, обеспечить стабильность проживания ребенка в семье и предотвратить возврат детей в государственные учреждения, или отказ ребенка проживать в данной семье.

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

  • Рекомендательный характер консультаций специалистов.

  • Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.

  • Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.

  • Конфидециальность (ни одна из проблем не должна быть вынесена на суд уличной общественности )

Алгоритм сопровождения замещающих семей.

1. Знакомство, выявление проблемы.

Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных, эмоционально — волевых, психодинамических обенностей подопечных, анализ семейного воспитания.

2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи.

Мероприятия, занятия, консультации.

На каждую сопровождаемую семью заводится индивидуальная карта работы с семьей, где отражаются: общие сведения о семье, индивидуальный план сопровождения семьи, мониторинг здоровья и развития ребенка, результаты мониторинга, все диагностики, анкетирование, рекомендации родителям и детям, отчеты о работе с данной семьей.

3. Разработка рекомендаций, памяток для членов замещающих семей по результатам проведённой диагностики и выявленным проблемам.

Работа с педагогической литературой, разработка письменных рекомендаций и памяток.

4. Выход специалиста в замещающую семью, учебное заведение.

Изучение возможностей социума (беседа с классным руководителем, учителями школы, воспитателями детского сада, близкими родственниками подопечного).

Изучение созданных условий для развития подопечного. Согласование с замещающими родителями планов индивидуального сопровождения.

На этапе профессионального сопровождения проводятся: посещение семей, образовательных учреждений, в которых обучаются дети. К совместной работе необходимо привлекать классного руководителя и социальных педагогов тех учебных заведений, в которых обучаются дети из замещающих семей . Для того чтобы быть в курсе всех его проблем, успехов, неудач, встречаться лично, созваниваться по телефону, что позволяет найти выход из сложившейся ситуации и подтолкнуть ребенка к проявлению самостоятельности в решении актуальных для его развития проблем. А это особенно важно в ситуации родственной опеки (бабушек, дедушек), которые не всегда могут связаться с учебным заведением, пообщаться с куратором, классным руководителем.

Необходимо регулярное посещение ребенка либо в семье, либо в образовательном учреждении, независимо от срока нахождения ребенка в семье, т.е. например, март — посещение в семье, апрель – посещение детского сада, май посещение в семье и т. д.

Часто бывает, что при проживании ребенка в семье могут возникать непредвиденные ситуации, которые требуют непосредственного вмешательства специалистов, то за месяц может набираться несколько посещений одной семьи.

5. Составление аналитической справки по результатам посещения замещающей семьи.

Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи: эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений. Рекомендации замещающим родителям.

6. Промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания.

Проведение диагностики с подопечным.

7. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей.

Собеседование, выдача рекомендаций, памяток.

Необходимо отметить, что специалистам, закрепленным за семьей нужно выстраивать взаимоотношения с ребенком и семьей таким образом, чтобы семья не воспринимала их, как представителей контролирующих организаций, а как «друга» семьи, который хочет им помочь. Но в тоже время, необходимо не переступить тонкую грань к «панибратству», семья все-таки должна адекватно реагировать на советы, замечания, рекомендации специалистов. Заинтересованность самих специалистов в оказании помощи семье – это одно из важных условий сопровождения семьи.

Проблемы, возникающие в замещающих семьях разнообразны:

школьная неуспеваемость,
снижение учебной мотивации
воровство,
отклонения в поведении,
проблемы в общении со сверстниками,
психологическая травма
вредные привычки,
задержка речевого развития,
профессиональное самоопределение и другие.

При разрешении проблемы необходимо выяснить причину и признаки возникшей проблемы при помощи диагностик, собеседования, диалога как с родителями, так и с ребёнком.

Дать консультацию замещающим родителям по способам выхода из возникшей ситуации и отследить результаты.

Социальным педагогам на данном этапе желательно проводить коррекционно-развивающие занятия, беседы с детьми, индивидуальные консультирования замещающих родителей.

При работе с замещающими семьями желательно привлекать медицинские службы, так как дети, проживающие в замещающих семьях, требуют постоянного медицинского сопровождения

8.Итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи.

Проведение итогового мониторинга воспитания, образования и развития ребёнка в замещающей семье. Оценка успешности воспитания, образования и развития ребёнка. Уровня профессионализма замещающих родителей.

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, помещенного в замещающую семью. Мониторинг развития ребёнка в семье, проводится для определения эффективности функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.

Методики проведения мониторинга применяются в зависимости от возраста и от выявленных проблем или нарушений в личностном развитии.

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

Сопровождение замещающих семей позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.